Большое распространение получили стиральные машины с двумя режимами стирки с разной частотой и направлением вращения активатора (рис. 7.2, б).
В двухбаковых полуавтоматических стиральных машинах обычно устанавливают два электродвигателя: для привода активатора применяют асинхронные однофазные электродвигатели АВЕ-071-4С, а также двигатели АВЕ-071-4СМ, АОЛБ-22-4ДСМ-1, ДСМ-3, ДАО, ДАО-А, АОЛГ-22-4С, ДАВ-71-4ТЧ М-191 АЕР-16-У4, АД-180-4/71Сидр.
Привод активатора осуществляется через клиноременную передачу, привод центрифуги — напрямую от электродвигателя ДАО-Ц, ДЦСМ-ЗБ, ДАО-ЦУ4 или АВЕ-07-4Ц.
В полуавтоматических машинах барабанного типа устанавливают электродвигатели ДАСМ-2, ДАСМ-3 и ДАСМ-2У4
Рис. 7.3. Конструкция ручного отжимного устройства: 1 — корпус; 2, 3 — отжимные валики; 4 — опора; 5, 7 — вкладыши; 6 — пластина; 8 — пластинчатая пружина; 9 — накладка; 10 — ручка регулировочного устройства; 11 — ручка отжимного устройства; 12 — винт
Узел центрифуги состоит из корзины (ротора) центрифуги, соединенной с валом электродвигателя привода центрифуги. Обычно подвеска бака центрифуги с электроприводом эластична, что обеспечивает устойчивую работу центрифуги, бесшумность и хороший отжим белья.
Центробежный насос (рис. 7.4). Для слива раствора или его вторичного использования в стиральных машинах установлен насос. Он состоит из корпуса 10 крыльчатки 8 и крышки 15. Крыльчатка надета на вал. Между корпусом и крышкой насоса имеется резиновая прокладка 9. Насос устанавливают отдельно от активатора, а привод крыльчатки насоса осуществляется с помощью фрикционного сцепления шины 2 шкива 3 насоса со шкивом или валом электродвигателя. Насос в машине установлен на кронштейне 6.
Рис. 7.4. Конструкция центробежного насоса:
1,11— винты; 2 — шина шкива; 3 — шкив; 4,12 — гайки; 5,7, 13 — шайбы; 6 — кронштейн; 8 — крыльчатка; 9 — прокладка; 10 — корпус; 14 — ось; 15 — крышка; 16 — манжета
Иногда в насосах крыльчатки находятся на одной оси с активатором. На этой же оси укреплен ведомый шкив, соединенный приводным ремнем с ведущим шкивом на оси электродвигателя. Производительность насоса различна в зависимости от типа машины и составляет от 18 до 30 л/м. Создаваемый напор жидкости от 6,8 до 34,3 кПа.
Приборы автоматики. В стиральных машинах применяются тепловые (защитные) реле РТ-10 и пускозащитные реле РТК-С, РТК-1, РТК-1-3, РТК-3-О и др.
Тепловое реле типа РТ-10 (рис. 7.5) с одним нормально замкнутым контактом служит для защиты от перегрузок электрических установок и однофазных электродвигателей переменного тока с номинальным напряжением до 220 В.
Реле изготовляют на номинальные токи 1н тепловых элементов 1,2; 1,9; 2,5; 3,3 и 4,3 А. При IH = 1,1 А реле не срабатывает в течение 30 мин; при IH = 1,35 А реле срабатывает не более чем через 30 мин; при IH = 2 А реле срабатывает за 18...60 с.
Время самовозврата контактов в замкнутое состояние от 30 с до 10 мин.
В реле встроен биметаллический термоэлемент с перекидной пружиной, которая обеспечивает мгновенное размыкание и замыкание контактов, за счет чего достигается их долговременная служба — не менее 50 тыс. включений и отключений. Изоляция реле должна выдерживать испытательное напряжение 2000 В, приложенное в течение 1 мин. Габаритные размеры реле 70x29,5x35 мм.
Рис. 7.5. Электрическая схема теплового реле РТ-10:
1 — нагревательный элемент;
2 — размыкающий контакт
Рис. 7.6. Электрическая схема подключения реле РТК-С к обмоткам электродвигателя: П — пусковая обмотка; О — общий вывод; Р — рабочая обмотка
Реле устанавливают в вертикальном положении контактами вверх, питание подводится к верхнему зажиму. Реле предназначены для работы в закрытых помещениях при температуре окружающей среды от 0 до 70°С.
Комбинированные пускозащитные реле предназначены для пуска электродвигателя и защиты его обмоток. Реле РТК-С (рис. 7.6) состоит из пускового реле соленоидного типа и теплового биметаллического реле с прямым нагревом, смонтированных в одном корпусе.
Основные технические характеристики реле РТК-С
Номинальное напряжение, В 220
Номинальный ток, А 2
Ток срабатывания пускового реле, А 4,3
Ток отпускания пускового реле, А 12; 6; 4
Время срабатывания теплового реле, с 2,5...4; 25; 240
Время самовозврата после срабатывания при температуре окружающей среды 20 ± 2°С
и токе срабатывания 12 А, с 10...20
Габаритные размеры, мм без контактов 53x48x32
с выступающими контактами 67x62x32
Масса, кг 0,080
Механическое реле времени с пружинным двигателем предназначено для автоматического отключения стиральных машин по истечении предварительно установленного времени. Реле выпускается с диапазоном выдержки времени в зависимости его конструктивного исполнения от 1 до 6 или от 1 по 10 мин.
Допустимое отклонение времени выдержки от заданного ±0,5 мин.
Реле времени обозначают таким образом: с выдержкой времени 6 мин обыкновенного исполнения — РВ-6; с выдержкой времени 6 мин каплезащитного исполнения — РВ-6К.
Основные технические характеристики реле времени РВ-6
Номинальное напряжение, В 220
Номинальный ток, А 10
Пусковой ток, А 30 Размеры реле, мм
высота 68
диаметр 60
Масса, кг 0,3
Механизм реле — со свободным штифтовым спуском, без притяжки. Реле имеет две пары нормально разомкнутых контактов. Механизм реле смонтирован на двух платах — верхней и нижней. Часовой механизм состоит из заводной пружины 4 (рис. 7.7), центрального 5, промежуточного и анкерного колес, анкерной вилки и баланса 1 со спиралью 2. На верхний конец оси 3 центрального колеса надевается ручка с градуировкой в минутах и устанавливается заводная пружина. На нижнем конце оси центрального колеса закреплен пластмассовый кулачок, предназначенный для замыкания и размыкания контактов.
Рис. 7.7. Конструкция реле времени:
1 — баланс; 2 — спираль часового механизма; 3 — ось центрального колеса; 4 — заводная пружина; 5 — центральное колесо
Поворотом ручки реле времени устанавливают требуемое время стирки. Одновременно с этим контакты реле замыкаются и машина включается. Заводная пружина передает движение на центральное, промежуточное и анкерное колеса и баланс (спираль часового механизма). При повороте ручки кулачок, насаженный на нижнюю часть оси центрального колеса, поворачивается и своими выступами прижимает подвижные контакты к неподвижным. По истечении заданного времени контакты реле размыкаются и машина останавливается. Это происходит потому, что упор, имеющийся на центральном колесе и передвигающийся в прорези нижней пластины при заводе пружины, возвращается в исходное положение. Размыкание контактов происходит в результате поворота кулачка. При этом, попадая в прорези на кулачке, подвижные контакты разжимаются и отходят от неподвижных.