Защита двигателя от короткого замыкания и перегрузки. Защита в схемах управления электроприводом необходима для быстрого отключения цепей при возникновении аварийного режима работы. Это способствует сохранению работоспособности электрооборудования и повышению надежности работы схем.
Защита от короткого замыкания осуществляется с помощью плавких предохранителей (рис. 1.29, а) или автоматических выключателей с электромагнитными расцепителями (рис. 1.29, б). Силовые цепи в цепи управления можно защищать одними и теми же аппаратами для двигателей малой мощности либо иметь отдельную защиту (рис. 1.29, в). Реле максимального тока КА защищает силовые цепи от коротких замыканий и недопустимо больших толчков тока.
Рис. 1.29. Схемы защиты электрических цепей от короткого замыкания: а — с помощью плавких предохранителей; б—с помощью автоматических выключателей; в—с помощью реле максимального тока
Защита двигателя от перегрузки осуществляется тепловым реле или тепловыми расцепителями автоматических выключателей (рис. 1.30). Тепловые реле включаются в силовые цепи двигателя, а контакты этих реле — в цепи управления. Аппараты защиты от перегрузок не реагируют на кратковременное повышение тока из-за тепловой инерции.
Рис. 1.30. Схема защиты двигателя от перегрузки
Защита от работы на двух фазах. В трехфазной силовой цепи при перегорании одного предохранителя возможна работа на двух фазах (рис. 1.31), что приводит к перегреванию двигателей. При нормальной трехфазной работе двигателя напряжение на реле напряжения KV равно нулю. При обрыве фазы появляется напряжение на реле KV, которое срабатывает и размыкает свой контакт в цепи питания контактора КМ, что приводит к отключению двигателя от сети.
Защита от самозапуска двигателей (нулевая зашита). Такая защита позволяет предотвратить самозапуск двигателя при исчезновении или значительном снижении напряжения. Она осуществляется с помощью контактора. При исчезновении или снижении напряжения сети контактор отпадает, размыкая свои контакты, и двигатель отключается от сети.
Блокировочные связи в схемах управления электроприводами. Блокировочные связи обеспечивают надежность работы схемы, необходимую последовательность работы отдельных элементов и предотвращают ошибочные действия оператора.
Рис. 1.31. Схема защиты от работы двигателя на двух фазах
Рис. 1.32. Блокировочная связь в электроприводе
Схема на рис. 1.32, а предусматривает возможность включения второго двигателя только после включения первого. Блокировка осуществляется с помощью замыкающего контакта КМ1 в цепи контактора КМ2.
Схема, приведенная на рис. 1.32, б, предусматривает раздельное включение контакторов. Блокировка осуществляется с помощью размыкающих контактов КМ1 и КМ2.
Схема на рис. 1.32, в позволяет работать двум двигателям одновременно. Блокировка осуществляется замыкающим контактом КМ 1.
Схема, показанная на рис. 1.32, г, позволяет включать кратковременно и длительно контактор при наладочных работах. При кратковременной работе ключ SA не включен, при длительной работе включается ключ SA и контактор КМ становится на самопитание.