Динамическое торможение осуществляется отключением двигателя от сети трехфазного тока и подсоединением обмотки статора к сети постоянного тока. Магнитный поток в обмотках статора, взаимодействуя с током ротора, создает тормозной момент.
На рис. 1.18 приведена схема прямого пуска асинхронного двигателя с динамическим торможением в функции времени. Двигатель запускается с помощью контактора КМ1. Одновременно замыкается цепь питания реле времени КТ (при включенном автоматическом выключателе QF), так как блок-контакт КМ1 в цепи реле времени замыкается. Контакт реле времени замкнется, но контактор КМ2 не получит питания, поскольку разомкнётся контакт контактора КМ1 в цепи контактора КМ2.
Для остановки двигателя нажимается кнопка SB2 «Стоп». Контактор КМ1 обесточивается, размыкая свои контакты в силовой цепи двигателя. Одновременно с этим замыкается контакт КМ1 в цепи контактора КМ2, вследствие чего контактор КМ2 срабатывает и замыкает свои силовые контакты в цепи постоянного тока. Обмотка статора двигателя отключается от трехфазной сети и подключается к сети постоянного тока. Двигатель переходит в режим динамического торможения. В схеме применено реле времени с выдержкой времени при размыкании. При скорости, близкой к нулю, контакт КТ размыкается, вследствие чего контактор КМ2 обесточивается и двигатель отключается от сети.
Рис. 1.18. Схема управления асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором с динамическим торможением в функции времени
Интенсивность торможения регулируется с помощью резистора R. В схеме применена блокировка с помощью размыкающих контактов КМ1 и КМ2 для невозможности включения статора двигателя одновременно в сеть постоянного и трехфазного тока. Управлять динамическим торможением можно в функции скорости с помощью реле контроля скорости SR.
На рис. 1.19 приведена схема управления асинхронным двигателем с динамическим торможением в функции скорости. Включается автоматический выключатель QF и с помощью контактора КМ1 двигатель запускается. Для торможения нажимается кнопка SB2 «Стоп». Контактор КМ1 обесточивается, так как контакт реле контроля скорости замыкается при пуске двигателя, а размыкающий контакт замыкается при отключении контактора КМ1. Контактор КМ2, срабатывая, замыкает свои контакты. Статор двигателя отключается от сети трехфазного тока и подключается к сети постоянного тока. При скорости, близкой к нулю, контакт SR размыкается и двигатель отключается от сети.
Рис. 1.19. Схема управления асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором с динамическим торможением в функции скорости
Торможение противовключением асинхронного двигателя осуществляется путем изменения порядка чередования фаз, но при скорости, близкой к нулю, необходимо отключить двигатель от сети. Управление торможением осуществляется в функции скорости двигателя, причем скорость контролируется с помощью реле контроля скорости.
На рис. 1.20 приведена схема управления асинхронным двигателем с торможением противовключением. Она работает следующим образом. Подача напряжения на схему осуществляется включением автоматического выключателя QF. Для пуска электродвигателя используется кнопка SB1 и контактор КМ1. Одновременно замыкается контакт SR реле контроля скорости, но контактор КМ2 не включен, так как при включении контактора КМ1 размыкается его контакт в цепи контактора КМ2. Для торможения нажимается кнопка SB2 «Стоп», контактор КМ1 теряет питание, вследствие чего замыкается контакт КМ1 в цепи контактора КМ2, который, срабатывая, подключает двигатель к сети с изменением порядка чередования фаз. Происходит торможение двигателя в режиме противовключения. При скорости, близкой к нулю, контакт SR реле контроля скорости размыкается и отключает контактор КМ2. Двигатель останавливается. Схема имеет электрическую блокировку, чтобы невозможно было одновременно включить контакторы КМ2 и КМ1.
Рис. 1.20. Схема управления асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором с торможением противовключением