Для поиска мест повреждений на линиях (обрывы проводов, замыкания между проводами, замыкания на землю) существуют приборы и методы, основанные на измерении времени распространения электрических импульсов по проводам линий и параметров аварийного режима.
В первом случае используют неавтоматические локационные искатели типа ИКЛ-5, Р5-1А, Р5-5, Р5-10 в сочетании с генераторными приставками видео- и радиоимпульсов ГВИ, УОП, УЗР. Для определения расстояния от шин подстанции до места повреждения на линии локационный искатель подключают с помощью изолирующих штанг поочередно к проводам отключенной и заземленной со всех сторон линии. Затем со стороны подстанции, на которой выполняется проверка, с линии снимают заземление и в линию подают электрический импульс. В месте повреждения импульс отражается от зоны сопротивления и возвращается к началу линии. Трасса прохождения импульса показана на рис. 13.50. Расстояние до места повреждения может быть подсчитано по формуле
l=0,5tлV,
где tл — время между моментом подачи импульса и моментом его возвращения; V — скорость распространения импульса.
Рис. 13.50. Схема прохождения высокочастотного импульса при измерении на линии:
1 — место повреждения; 2 — локационный искатель; 3 — зондирующий импульс; 4 — отражение импульса; L — общая длина линии; l — расстояние до места повреждения
Отраженные сигналы наблюдают на экране электронно-лучевой трубки, где по числу масштабных меток определяют расстояние до места повреждения. Примеры характерных повреждений на линиях и их импульсные характеристики показаны на рис. 13.51.
Рис. 13.51. Импульсные характеристики линий электропередачи:
а — изображение на экране локационного искателя при исправной линии; б — при обрыве провода в петле; в — при металлическом заземлении провода; 1 — зондирующий импульс; 2 — отражения при транспозиции и при изменениях рельефа местности; 3 — сигнал конца исправной линии; 4 — сигнал при обрыве провода; 5 — провод линии; 6 — сигнал при заземлении провода
Недостаток указанного метода определения места повреждения ВЛ может быть устранен путем применения автоматических локационных искателей типа УИЗ-1, УИЗ-2, ЛИДА (локационный искатель дискретного действия, автоматический). В нормальном состоянии локационные искатели находятся в режиме ожидания.