Асинхронный пуск синхронного двигателя осуществляется при включении автоматических выключателей QF1, QF2 и срабатывании контактора КМЗ (рис. 1.28, а, б). При этом реле форсировки KV срабатывает и замыкает свой контакт, что приводит к срабатыванию контактора форсировки КМ1. Контакт КМ1 размыкается, и в цепь обмотки возбуждения вводится резистор Лфр. Включаются красная и зеленая сигнальные лампы, что указывает на присоединение двигателя к сети, но возбуждение еще не подано.
Рис. 1.28. Схема прямого пуска синхронного двигателя напряжением до 1000 В
При пусковом токе срабатывает реле максимального тока КА. Своим замыкающим контактом оно подает питание реле времени КТ1. Контакт КТ1 замыкается, что приводит к срабатыванию реле времени КТ2, но контактор КМ2 не включен, поскольку контакт КТ1 размыкается, а контакт КТ2 замыкается. При скорости двигателя, близкой к синхронной, реле КА размыкает свой контакт в цепи контактора КТ1; при этом цепь питания контактора КМ2 окажется замкнутой, так как контакт КТ2 размыкается с выдержкой времени. Контактор КМ2 срабатывает, шунтирует разрядный резистор Rразр в обмотке возбуждения и закорачивает катушку реле КА. Катушка контактора КМ2 становится на самопитание. Одновременно отключается зеленая лампа. Пуск двигателя закончен.
При снижении напряжения для сохранения момента двигателя применяется форсировка возбуждения. При снижении напряжения реле форсировки KV отпадает и размыкает свой контакт, что приводит к отключению контактора форсировки КМ1. При этом контакт КМ1 в цепи возбуждения двигателя замыкается и шунтирует резистор Rфр. Это приводит к увеличению тока возбуждения двигателя, а следовательно, и к сохранению момента двигателя. Остановка двигателя осуществляется нажатием на кнопку SB2 «Стоп» и отключением автоматических выключателей QF1 и QF2.