Асинхронный пуск синхронного двигателя осуществляется при включении автоматических выключателей QF1, QF2 и срабатывании контактора КМЗ (рис. 1.28, а, б). При этом реле форсировки KV срабатывает и замыкает свой контакт, что приводит к срабатыванию контактора форсировки КМ1. Контакт КМ1 размыкается, и в цепь обмотки возбуждения вводится резистор Лфр. Включаются красная и зеленая сигнальные лампы, что указывает на присоединение двигателя к сети, но возбуждение еще не подано.
Ðèñ. 1.28. Ñõåìà ïðÿìîãî ïóñêà ñèíõðîííîãî äâèãàòåëÿ íàïðÿæåíèåì äî 1000 Â
Ïðè ïóñêîâîì òîêå ñðàáàòûâàåò ðåëå ìàêñèìàëüíîãî òîêà ÊÀ. Ñâîèì çàìûêàþùèì êîíòàêòîì îíî ïîäàåò ïèòàíèå ðåëå âðåìåíè ÊÒ1. Êîíòàêò ÊÒ1 çàìûêàåòñÿ, ÷òî ïðèâîäèò ê ñðàáàòûâàíèþ ðåëå âðåìåíè ÊÒ2, íî êîíòàêòîð ÊÌ2 íå âêëþ÷åí, ïîñêîëüêó êîíòàêò ÊÒ1 ðàçìûêàåòñÿ, à êîíòàêò ÊÒ2 çàìûêàåòñÿ. Ïðè ñêîðîñòè äâèãàòåëÿ, áëèçêîé ê ñèíõðîííîé, ðåëå ÊÀ ðàçìûêàåò ñâîé êîíòàêò â öåïè êîíòàêòîðà ÊÒ1; ïðè ýòîì öåïü ïèòàíèÿ êîíòàêòîðà ÊÌ2 îêàæåòñÿ çàìêíóòîé, òàê êàê êîíòàêò ÊÒ2 ðàçìûêàåòñÿ ñ âûäåðæêîé âðåìåíè. Êîíòàêòîð ÊÌ2 ñðàáàòûâàåò, øóíòèðóåò ðàçðÿäíûé ðåçèñòîð Rðàçð â îáìîòêå âîçáóæäåíèÿ è çàêîðà÷èâàåò êàòóøêó ðåëå ÊÀ. Êàòóøêà êîíòàêòîðà ÊÌ2 ñòàíîâèòñÿ íà ñàìîïèòàíèå. Îäíîâðåìåííî îòêëþ÷àåòñÿ çåëåíàÿ ëàìïà. Ïóñê äâèãàòåëÿ çàêîí÷åí.
Ïðè ñíèæåíèè íàïðÿæåíèÿ äëÿ ñîõðàíåíèÿ ìîìåíòà äâèãàòåëÿ ïðèìåíÿåòñÿ ôîðñèðîâêà âîçáóæäåíèÿ. Ïðè ñíèæåíèè íàïðÿæåíèÿ ðåëå ôîðñèðîâêè KV îòïàäàåò è ðàçìûêàåò ñâîé êîíòàêò, ÷òî ïðèâîäèò ê îòêëþ÷åíèþ êîíòàêòîðà ôîðñèðîâêè ÊÌ1. Ïðè ýòîì êîíòàêò ÊÌ1 â öåïè âîçáóæäåíèÿ äâèãàòåëÿ çàìûêàåòñÿ è øóíòèðóåò ðåçèñòîð Rôð. Ýòî ïðèâîäèò ê óâåëè÷åíèþ òîêà âîçáóæäåíèÿ äâèãàòåëÿ, à ñëåäîâàòåëüíî, è ê ñîõðàíåíèþ ìîìåíòà äâèãàòåëÿ. Îñòàíîâêà äâèãàòåëÿ îñóùåñòâëÿåòñÿ íàæàòèåì íà êíîïêó SB2 «Ñòîï» è îòêëþ÷åíèåì àâòîìàòè÷åñêèõ âûêëþ÷àòåëåé QF1 è QF2.