В результате неправильной эксплуатации автомобильных аккумуляторов пластины их могут сульфатироваться, и он выходит из строя.
Известен способ восстановления таких батарей при заряде их "ассимметричным" током. При этом соотношение зарядного и разрядного тока выбрано 10:1 (оптимальный режим). Этот режим позволяет не только восстанавливать засульфатированные батареи аккумуляторов, но и проводить профилактическую обработку исправных.
Ðèñ. 1 Ýëåêòðè÷åñêàÿ ñõåìà çàðÿäíîãî óñòðîéñòâà
Íà ðèñ. 1 ïðèâåäåíî ïðîñòîå çàðÿäíîå óñòðîéñòâî, ðàññ÷èòàííîå íà èñïîëüçîâàíèå âûøåîïèñàííîãî ñïîñîáà. Ñõåìà îáåñïå÷èâàåò èìïóëüñíûé çàðÿäíûé òîê äî 10 À (èñïîëüçóåòñÿ äëÿ óñêîðåííîãî çàðÿäà). Äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ è òðåíèðîâêè àêêóìóëÿòîðîâ ëó÷øå óñòàíàâëèâàòü èìïóëüñíûé çàðÿäíûé òîê 5 À. Ïðè ýòîì òîê ðàçðÿäà áóäåò 0,5 À. Ðàçðÿäíûé òîê îïðåäåëÿåòñÿ âåëè÷èíîé íîìèíàëà ðåçèñòîðà R4.
Ñõåìà âûïîëíåíà òàê, ÷òî çàðÿä àêêóìóëÿòîðà ïðîèçâîäèòñÿ èìïóëüñàìè òîêà â òå÷åíèå îäíîé ïîëîâèíû ïåðèîäà ñåòåâîãî íàïðÿæåíèÿ, êîãäà íàïðÿæåíèå íà âûõîäå ñõåìû ïðåâûñèò íàïðÿæåíèå íà àêêóìóëÿòîðå.  òå÷åíèå âòîðîãî ïîëóïåðèîäà äèîäû VD1, VD2 çàêðûòû è àêêóìóëÿòîð ðàçðÿæàåòñÿ ÷åðåç íàãðóçî÷íîå ñîïðîòèâëåíèå R4.
Çíà÷åíèå çàðÿäíîãî òîêà óñòàíàâëèâàåòñÿ ðåãóëÿòîðîì R2 ïî àìïåðìåòðó. Ó÷èòûâàÿ, ÷òî ïðè çàðÿäêå áàòàðåè ÷àñòü òîêà ïðîòåêàåò è ÷åðåç ðåçèñòîð R4 (10%), òî ïîêàçàíèÿ àìïåðìåòðà ÐÀ1 äîëæíû ñîîòâåòñòâîâàòü 1,8 À (äëÿ èìïóëüñíîãî çàðÿäíîãî òîêà 5 À), òàê êàê àìïåðìåòð ïîêàçûâàåò óñðåäíåííîå çíà÷åíèå òîêà çà ïåðèîä âðåìåíè, à çàðÿä ïðîèçâîäèòñÿ â òå÷åíèå ïîëîâèíû ïåðèîäà.
 ñõåìå ïðåäóñìîòðåíà çàùèòà àêêóìóëÿòîðà îò íåêîíòðîëèðóåìîãî ðàçðÿäà â ñëó÷àå ñëó÷àéíîãî èñ÷åçíîâåíèÿ ñåòåâîãî íàïðÿæåíèÿ.  ýòîì ñëó÷àå ðåëå Ê1 ñâîèìè êîíòàêòàìè ðàçîìêíåò öåïü ïîäêëþ÷åíèÿ àêêóìóëÿòîðà. Ðåëå Ê1 ïðèìåíåíî òèïà ÐÏÓ-0 ñ ðàáî÷èì íàïðÿæåíèåì îáìîòêè 24  èëè íà ìåíüøåå íàïðÿæåíèå, íî ïðè ýòîì ïîñëåäîâàòåëüíî ñ îáìîòêîé âêëþ÷àåòñÿ îãðàíè÷èòåëüíûé ðåçèñòîð.
Äëÿ óñòðîéñòâà ìîæíî èñïîëüçîâàòü òðàíñôîðìàòîð ìîùíîñòüþ íå ìåíåå 150 Âò ñ íàïðÿæåíèåì âî âòîðè÷íîé îáìîòêå 22...25 Â.
Èçìåðèòåëüíûé ïðèáîð ÐÀ1 ïîäîéäåò ñî øêàëîé 0...5 À (0...3 À), íàïðèìåð Ì42100. Òðàíçèñòîð VT1 óñòàíàâëèâàþòñÿ íà ðàäèàòîð ïëîùàäüþ íå ìåíåå 200 êâ. ñì, â êà÷åñòâå êîòîðîãî óäîáíî èñïîëüçîâàòü ìåòàëëè÷åñêèé êîðïóñ êîíñòðóêöèè çàðÿäíîãî óñòðîéñòâà.
 ñõåìå ïðèìåíÿåòñÿ òðàíçèñòîð ñ áîëüøèì êîýôôèöèåíòîì óñèëåíèÿ (1000...18000), êîòîðûé ìîæíî çàìåíèòü íà ÊÒ825 ïðè èçìåíåíèè ïîëÿðíîñòè âêëþ÷åíèÿ äèîäîâ è ñòàáèëèòðîíà, òàê êàê îí äðóãîé ïðîâîäèìîñòè (ñì. ðèñ. 2). Ïîñëåäíÿÿ áóêâà â îáîçíà÷åíèè òðàíçèñòîðà ìîæåò áûòü ëþáîé.
Ðèñ.2
Äëÿ çàùèòû ñõåìû îò ñëó÷àéíîãî êîðîòêîãî çàìûêàíèÿ íà âûõîäå óñòàíîâëåí ïðåäîõðàíèòåëü FU2.
Ðåçèñòîðû ïðèìåíåíû òàêèå R1 òèïà Ñ2-23, R2 — ÏÏÁÅ-15, R3 — Ñ5-16MB, R4 — ÏÝÂ-15, íîìèíàë R2 ìîæåò áûòü îò 3,3 äî 15 êÎì. Ñòàáèëèòðîí VD3 ïîäîéäåò ëþáîé, ñ íàïðÿæåíèåì ñòàáèëèçàöèè îò 7,5 äî 12 Â.