Cоюз свободных электриков


Типовые схемы управления а/дв с фазным ротором
Тема: СХЕМЫ Дата:  24.5.05

Пуск двигателя с фазным ротором осуществляется с введен­ными резисторами в цепи ротора. Резисторы в цепи ротора слу­жат для ограничения токов не только в процессе пуска, но и при реверсе, торможении, а также при снижении скорости.

По мере разгона двигателя для поддержания ускорения при­вода резисторы выводятся. Когда пуск закончится, резисторы полностью шунтируются, и двигатель перейдет работать на есте­ственную механическую характеристику.

На рис. 1.21 приведена схема асинхронного двигателя с фаз­ным ротором, где с помощью релейно-контакторной аппаратуры осуществляется пуск двигателя в две ступени, причем напряже­ние подается одновременно на силовые цепи и цепи управления с помощью выключателя QF.

 

Рис. 1.21. Схема пуска асинхронного двигателя с фазным ротором

 

Управление двигателем осуществляется в функции времени. При подаче напряжения в цепь управления реле времени КТ1,. КТ2 срабатывают и размыкают свои контакты. Далее нажимает­ся кнопка SB1. Это приводит к срабатыванию контактора КМЗ и пуску двигателя с резисторами, введенными в цепи ротора, так как контакторы КМ1 и КМ2 питания не получают. При включе­нии контактора КМЗ реле КТ1 теряет питание и замыкает свой контакт в цепи контактора КМ1 через промежуток времени, рав­ный выдержке времени реле КТ1. По истечении указанного вре­мени включается контактор КМ1, шунтирующий первую пуско­вую ступень резисторов. Одновременно размыкающий контакт КМ1 в цепи реле КТ2 размыкается, реле КТ2 теряет питание и с выдержкой времени замыкает свой контакт в цепи контакто­ра КМ2, который срабатывает через промежуток, равный вы­держке времени реле КТ2, и шунтирует вторую ступень резисто­ров в цепи ротора.

Схема управления асинхронным двигателем с фазным рото­ром в функции тока представлена на рис. 1.22. Для контроля пус­ка по току применяют токовые реле, которые срабатывают при пусковом токе и отпадают при минимальном токе переключе­ния. Схема предусматривает пуск двигателя и его защиту без ре­версирования и торможения. Пуск двигателя осуществляется при включении в цепь автоматического выключателя QF и кон­тактора КМЗ, причем в цепь ротора полностью введены пуско­вые резисторы. Блокировочные контакты контактора КМЗ шун­тируют кнопку SB1 и создают цепь питания блокировочного реле KL. Замыкающий контакт реле KL подает питание на кон­такторы ускорения КМ1, КМ2. Собственное время срабатыва­ния реле тока КА1 и КА2 меньше, чем соответствующих контак­торов КМ1 и КМ2, поэтому реле тока срабатывает раньше, чем соответствующий контактор ускорения, и пуск двигателя осуще­ствляется с резисторами, введенными в цепь ротора.

При пусковом токе реле тока КА1 срабатывает и размыкает свой контакт в цепи контактора КМ1. По мере разгона двигателя ток ротора уменьшается. При токе переключения реле КА1 отпа­дает и контакт КА1 в цепи контактора КМ1 замыкается, что при­водит к срабатыванию контактора КМ1, который своими кон­тактами шунтирует первую ступень пускового резистора и реле КА1. Одновременно замыкается блокировочный контакт КМ1, что ставит катушку контактора КМ1 на самопитание при размы­кании контакта КА1. При шунтировании первой пусковой сту­пени резистора ток возрастает до максимального значения, что приводит к срабатыванию реле КА2, препятствуя включению контактора КМ2. По мере разгона двигателя ток снова уменьша­ется до минимального значения, реле КА2 отпадает, размыкаю­щий контакт КА2 замыкается, создавая цепь питания катушки КМ2. При этом шунтируется вторая ступень пускового резисто­ра. Остановить двигатель можно нажатием кнопки SB2 «Стоп», в результате чего обесточивается контактор КМЗ и двигатель от­ключается от сети.

 

Рис. 1.22. Схема управления асинхронным двигателем с фазным ротором в функции тока

 

Схема пуска асинхронного двигателя с фазным ротором в функции времени и динамическим торможением в функции скорости показана на рис. 1.23. Схема работает следующим обра­зом. Включаются автоматические выключатели QF1 и QF2, в ре­зультате чего реле времени КТ получает питание и размыкает свой контакт в цепи контактора КМ1. Для запуска двигателя на­жимается кнопка SB1 «Пуск», что приводит к срабатыванию контактора КМЗ и запуску двигателя с резисторами в цепи ротора. Одновременно размыкающий контакт контактора КМЗ отклю­чает реле времени от сети, но контактор КМ1 не срабатывает, поскольку размыкающий контакт КТ замыкается с выдержкой времени. По истечении выдержки времени реле КТ контакт КТ замыкается, что приводит к срабатыванию контактора КМ1, контакты которого замыкаются и шунтируют резисторы в цепи ротора, в результате чего двигатель переходит работать на естест­венную механическую характеристику. Для перевода асинхрон­ного двигателя в режим динамического торможения нажимается кнопка SB2 «Стоп». Контактор КМЗ обесточивается, размыкает свой контакт в цепи контактора КМ1 и замыкает контакт в цепи контактора КМ2. Контактор КМ2 срабатывает, так как контакт реле контроля скорости SR замкнут. Вследствие этого обмотка статора отключается от трехфазной сети и подключается к посто­янному току. Одновременно контактор КМ1 обесточивается, размыкает свои контакты и в цепь ротора вводится резистор R. При скорости, близкой к нулю, контакт реле контроля ско­рости SR размыкается, контактор КМ2 обесточивается и размы­кает свои контакты. Двигатель отключается от сети постоянного тока. Схема приходит в исходное положение.

 

Рис. 1.23. Схема пуска асинхронного двигателя с фазным ротором в одну ступень в функции времени и динамическим торможением в функции скорости: а — силовая цепь; б — цепь управления






Эта статья взята с сайта ElectroMaster - электрика и сантехника .65
http://electromaster.ru

URL этой статьи:
http://electromaster.ru/article.php?storyid=287