Для регулирования напряжения якоря двигателя постоянного тока используются трехфазные (рис. 2.33) и однофазные (рис. 2.34) нереверсивные выпрямители.
Òîê ÿêîðÿ â íèõ íå ìîæåò èçìåíèòü íàïðàâëåíèå, òàê êàê âûïðÿìèòåëü èìååò îäèí êîìïëåêò òèðèñòîðîâ.  ïîëóóïðàâëÿåìûõ âûïðÿìèòåëÿõ (ðèñ. 2.34, à) äèîäû, âêëþ÷åííûå ïàðàëëåëüíî ÿêîðþ, ñîçäàþò ïóòü äëÿ ïðîõîæäåíèÿ òîêà ïîä äåéñòâèåì ÝÄÑ ñàìîèíäóêöèè â öåïè ÿêîðÿ. Ïîýòîìó ýëåêòðîïðèâîäû ñ ïîëóóïðàâëÿåìûìè âûïðÿìèòåëÿìè íå ìîãóò ðàáîòàòü â èíâåðòîðíîì ðåæèìå ñ ðåêóïåðàòèâíûì òîðìîæåíèåì äâèãàòåëÿ. Ïîëíîñòüþ óïðàâëÿåìûå âûïðÿìèòåëè (ðèñ. 2.33, 2.34, á) ïîçâîëÿþò îñóùåñòâëÿòü ðåêóïåðàòèâíîå òîðìîæåíèå äâèãàòåëÿ.
Ðèñ. 2.33. Ñõåìû ñèëîâûõ öåïåé òðåõôàçíûõ âûïðÿìèòåëåé
Îò âûáîðà òèïà âûïðÿìèòåëÿ çàâèñÿò õàðàêòåðèñòèêè ýëåêòðîïðèâîäà. Ïîëóóïðàâëÿåìûå âûïðÿìèòåëè èìåþò áîëåå âûñîêèé êîýôôèöèåíò ìîùíîñòè è ïðèìåíÿþòñÿ â òåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà íå òðåáóåòñÿ îñóùåñòâëÿòü ðåêóïåðàòèâíîå òîðìîæåíèå äâèãàòåëÿ.
Ðèñ. 2.34. Ñõåìû ñèëîâûõ öåïåé îäíîôàçíûõ âûïðÿìèòåëåé