Комфортность современного жилья неотделима от качественного освещения. При этом глаза не должны перенапрягаться и уставать. Оказывается, чтобы достичь зрительного комфорта, надо выдержать на определенном уровне много светотехнических параметров: оптимальную освещенность; минимальное слепящее действие; грамотное распределение яркости света по основным поверхностям; правильную цветопередачу и тенеобразование. А обеспечить все это помогут правильно выбранные и размещенные светильники.
Ñ èçìåíåíèåì ÿðêîñòè ñâåòà, îòðàæåííîãî îò ïîëà, ñòåí è ïîòîëêà, ìåíÿåòñÿ çðèòåëüíîå âîñïðèÿòèå ïðîïîðöèé ïîìåùåíèÿ, ïîýòîìó, âàðüèðóÿ ÿðêîñòü, ìîæíî «êîððåêòèðîâàòü» îáúåì ïîìåùåíèÿ. À òî, êàê ìû âîñïðèíèìàåì ôîðìó ïðåäìåòà, îêàçûâàåòñÿ, çàâèñèò îò ÿðêîñòè îòäåëüíûõ åãî ïîâåðõíîñòåé è îò ðàñïðåäåëåíèÿ îáðàçóþùèõñÿ íà íåì òåíåé. Çíà÷èò, ñâåò ìîæåò «óïðàâëÿòü» ôîðìîé îáúåêòîâ, óâåëè÷èâàòü èëè, ê ñîæàëåíèþ, óìåíüøàòü èõ âûðàçèòåëüíîñòü.
Ãëàâíîå çäåñü — ïðàâèëüíî âûáðàòü íàïðàâëåíèå ïàäàþùåãî ñâåòîâîãî ïîòîêà. Åñëè îáúåìíûé ïðåäìåò ðàâíîìåðíî îñâåòèòü ñî âñåõ ñòîðîí, îí ìîæåò êàçàòüñÿ ïëîñêèì, òàê êàê ïðè ðàññåÿííîì îñâåùåíèè îáúåìíîñòü òåðÿåòñÿ. Èçâåñòíî, ÷òî öâåò ýìîöèîíàëüíî âîçäåéñòâóåò íà ÷åëîâåêà. Ïîýòîìó ñëåäóåò ó÷èòûâàòü, ÷òî âîñïðèÿòèå îäíîãî è òîãî æå öâåòà ìîæåò ñèëüíî çàâèñåòü îò êëèìàòà ìåñòíîñòè, à òàêæå îò ïðèâû÷åê è âêóñîâ ÷åëîâåêà. Òàê, â æóðíàëå «Èäåè Âàøåãî äîìà» (¹7/2000) Ìàðèíà Òàáàêîâà äàåò ðÿä ïîëåçíûõ è èíòåðåñíûõ ñîâåòîâ ïî ïðàâèëüíîé îðãàíèçàöèè îñâåùåíèÿ â äîìå.
Ñîâåò 1. Òåìíûé ïîòîëîê êàæåòñÿ áîëåå íèçêèì, à ñâåòëûé — âûñîêèì. Ñëèøêîì ñâåòëûé ïîë «ñíèæàåò» âûñîòó ïîìåùåíèÿ. Áîëåå ñâåòëàÿ ñòåíà â êîíöå óçêîãî êîðèäîðà çðèòåëüíî äåëàåò åãî øèðå.
Ñîâåò 2. Öâåòà òåïëûõ òîíîâ «ïðèáëèæàþò» ïðåäìåòû (íàïðèìåð, æåëòàÿ ñòåíà êàæåòñÿ áëèæå), à õîëîäíûõ — «óäàëÿþò».
Ñîâåò 3.  ìàëåíüêèõ ïîìåùåíèÿõ äëÿ âèçóàëüíîãî ðàñøèðåíèÿ ïðîñòðàíñòâà è óâåëè÷åíèÿ íàñûùåííîñòè ñâåòîì íóæíî ïîâûøàòü îñâåùåííîñòü ñòåí è ïðèìåíÿòü îòäåëî÷íûå ìàòåðèàëû ñ õîðîøèìè îòðàæàþùèìè ñâîéñòâàìè (òî åñòü ñ áîëüøèì êîýôôèöèåíòîì îòðàæåíèÿ), à â áîëüøèõ — ïðèìåíÿòü òîò æå ïðèåì, íî äëÿ ïîëà è ïîòîëêà.
Ñîâåò 4. Îêíà, êàðòèíû è çåðêàëà ñïîñîáñòâóþò «ðàñøèðåíèþ» ïðîñòðàíñòâà.
Ñîâåò 5. Ïðè îñâåùåíèè áîëüøèõ ïîìåùåíèé ëó÷øå èñïîëüçîâàòü ñâåòèëüíèêè ïðÿìîãî ñâåòà.
Ñîâåò 6. Ñëåäóåò ïîìíèòü, ÷òî ÷åðíûé öâåò «ñóæàåò» ïîìåùåíèå, à áåëûé — «ðàñøèðÿåò».
Ñîâåò 7. Åñëè â óçêîì ïîìåùåíèè ñâåòèëüíèêè ðàñïîëîæåíû âäîëü ñðåäíåé ëèíèè ïîòîëêà, òî êîìíàòà áóäåò êàçàòüñÿ åùå áîëåå óçêîé. ×òîáû åå çðèòåëüíî ðàñøèðèòü, íåîáõîäèìî ðàñïîëîæèòü ñâåòèëüíèêè ïî ëèíèè, ñìåùåííîé ê îäíîé èç ñòåí.
Ñîâåò 8. Â ïîìåùåíèè ìîæíî âûäåëèòü ôóíêöèîíàëüíûå çîíû íå òîëüêî ïåðåãîðîäêàìè, íî è ñ ïîìîùüþ ñâåòèëüíèêîâ ìåñòíîãî îñâåùåíèÿ, íàïðèìåð, áðà.
Ñîâåò 9. Íàèìåíåå óñòîé÷èâû ê âîçäåéñòâèþ ñâåòà ðóêîïèñè, äîêóìåíòû, ôîòîãðàôèè, ïðîèçâåäåíèÿ æèâîïèñè (àêâàðåëü, òåìïåðà, ïàñòåëü), ãîáåëåí, êðóæåâà, îäåæäà. Ïî íîðìàì óðîâåíü îñâåùåííîñòè òàêèõ ïðåäìåòîâ íå äîëæåí ïðåâûøàòü 50 ëê.
Ñîâåò 10. Íàèëó÷øèé ðåçóëüòàò äàåò ñî÷åòàíèå ðàññåÿííîãî èëè îòðàæåííîãî îñâåùåíèÿ ñ ïðÿìûì íàïðàâëåííûì ñâåòîì, íî ïðè ðàáîòå ñ îáúåêòîì (òàêèì êàê, íàïðèìåð, ëèöî ÷åëîâåêà), èìåþùèì ãëóáîêèé, ÿðêî âûðàæåííûé ðåëüåô, âàæíåå ðîëü ìÿãêîãî ðàññåÿííîãî èëè îòðàæåííîãî ñâåòà.
Ñîâåò 11. Ïðèìåíÿÿ ñâåòèëüíèêè íàïðàâëåííîãî ñâåòà, íåîáõîäèìî èçáåãàòü îáðàçîâàíèÿ íåæåëàòåëüíûõ òåíåé, ñïîñîáíûõ èçìåíèòü ôîðìó è îñâåùàåìîãî, è áëèçëåæàùåãî îáúåêòà, à òàêæå èíòåðüåðà â öåëîì.