Дизель-генераторные установки
Тема: ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ Дата: 19.9.05
ДГУ предназначены для работы в качестве основных (prime) или резервных (stand-by) источников электроснабжения. ДГУ для использования в качестве основных источников электроснабжения (ДГУ для непрерывной работы) допускают работу с перегрузкой 10% от номинальной мощности в течение одного часа, но не чаще одного раза в двенадцать часов.Длительность работы такой установки в течение года не ограничивается. Резервные ДГУ не допускают перегрузки относительно номинальной мощности установки. В течение года резервная ДГУ должна наработать не более 500 моточасов при номинальной мощности. Модели ДГУ, использующие один и тот же двигатель, выпускаются в исполнении как для основной, так и для резервной работы. Номинальная мощность установки для основной работы меньше номинальной мощности установки для резервной работы примерно на 10% (зависит от модели). Применение в качестве резервных источников питания ДГУ, предназначенных для основной работы, допустимо без всяких технических ограничений. Выбор того или иного типа ДГУ определяется проектом. При этом следует учитывать предполагаемые режим работы и наработку. При мощности нагрузки 90% от номинального значения наработка моточасов резервных ДГУ соизмерима с наработкой ДГУ для постоянной работы.
Установки могут подключаться для параллельной работы на общую нагрузку с суммарной мощностью до 10 MB А. Установки выпускаются как в трехфазном, так и в однофазном (до 100 кВА) исполнении. В соответствии с ГОСТ 13822-82 «Электроагрегаты и передвижные электростанции, дизельные. Общие технические условия (с изменениями 1989 г.)» частота оборотов двигателей выбирается из ряда 500, 750, 1000, 1500, 2000 и 3000 об/мин. Двигатели с частотой вращения 500, 750 и 1000 об/мин применяются, как правило, для мощных установок (свыше 1 MB А). Высокооборотные двигатели с частотой вращения 3000 об/мин используются для резервных ДГУ мощностью до 500 кВА. Наиболее распространенная частота вращения двигателей агрегатов мощностью до 1000 кВА — 1500 об/мин.
ДГУ могут функционировать как в полностью автоматическом режиме, так и в режиме ручного управления. Степень автоматизации нормируется ГОСТ 13822-82. Автоматизация должна обеспечивать выполнение операций, приведенных в табл. 4.1.
Таблица 4.1. Автоматизация дизель-генераторных установок по ГОСТ 13822-82
Уровень сложности |
Объем автоматизации |
Степень автоматизации |
Первый |
Стабилизация выходных электрических параметров Защита электрических цепей |
0 |
Второй |
Стабилизация выходных электрических параметров Аварийно-предупредительная сигнализация и аварийная защита Автоматическое поддержание нормальной работы после пуска и включения нагрузки, в том числе без обслуживания и наблюдения в течение 4 или 8 ч |
1 |
Третий |
Стабилизация выходных электрических параметров Аварийно-предупредительная сигнализация и аварийная защита Дистанционное и (или) автоматическое управление при пуске, работе и остановке со сроком необслуживаемой работы 16 или 24 ч |
2 |
Четвертый |
Стабилизация выходных электрических параметров Аварийно-предупредительная сигнализация и аварийная защита Дистанционное и автоматическое или только автоматическое управление всеми технологическими процессами со сроком необслуживаемой работы 150 или 240 ч |
3 |
В технических спецификациях на отечественное оборудование указывается степень автоматизации. В табл. 4.1 уровень сложности приведен, как это принято в стандарте, для порядкового обозначения объема автоматизации. Степень автоматизации 0 и 1 требует наличия персонала для осуществления запуска установки. Для аварийной системы электроснабжения административного здания, действующей в автоматическом режиме, необходима степень автоматизации 2 и 3. В технических спецификациях на импортное оборудование степень автоматизации по российскому стандарту не указывается, а перечисляются функции системы автоматизации ДГУ, органы и каналы управления, сигнализация и измерительные приборы. Необходимая степень автоматизации ДГУ определяется в проекте. Стандартная комплектация ДГУ включает в себя:
- промышленный дизельный двигатель;
- турбонагнетатель для двигателей с турбонаддувом;
- бесщеточный генератор переменного тока с самовозбуждением и авторегулировкой в защитном кожухе;
- единое основание (рама) для двигателя и генератора;
- топливный бак;
- систему охлаждения ДГУ, радиатор и вентилятор;
- выходной защитный автомат;
- панель управления;
- системы смазки и подачи топлива;
- интерфейсный модуль двигателя;
- электрооборудование, стартерную аккумуляторную батарею, зарядное устройство и электрический стартер;
- систему экстренного останова ДГУ;
- автоматические регуляторы напряжения и частоты;
- промышленный глушитель.
Общий вид ДГУ представлен на рис. 4.2.
Рис. 4.2. ДГУ открытого исполнения (источник: F. G. Wilson)
Ряд моделей ДГУ оснащается двигателями, в которых реализована гидравлическая система впрыска топлива, управляемая микропроцессором. Это позволяет оптимизировать работу двигателя в различных режимах и значительно улучшить его эксплуатационные характеристики. Основные преимущества ДГУ на базе двигателей с микропроцессорным управлением:
- более полное сгорание топлива и более высокий КПД;
- пониженный уровень содержания вредных веществ в выхлопных газах;
- пониженный уровень шума и вибраций;
- пониженный расход топлива;
- возможность автоматического пуска двигателя без специального подогрева при температурах до -20 °С;
- усовершенствованная система диагностики.
Для расширения функциональных возможностей ДГУ, не обеспечиваемых стандартной комплектацией, производится ее оснащение дополнительным оборудованием. К дополнительному оборудованию относятся:
- автоматические панели управления, которые обеспечивают автоматизацию второй, третьей и четвертой степени (табл. 4.1);
- панели переключения нагрузки, аналогичные устройствам автоматического включения резерва;
- панели дистанционного мониторинга, запуска и останова двигателя;
- электронный регулятор скорости вращения двигателя, предназначенный для точной стабилизации частоты и рекомендуемый при работе с нелинейной нагрузкой, в том числе с источниками бесперебойного питания;
- устройство заряда аккумуляторной батареи от электросети, постоянно поддерживающее аккумуляторы в заряженном состоянии;
- топливный бак повышенной емкости для увеличения времени непрерывной работы ДГУ до 24 ч и более;
- дополнительные глушители (резидентный и критический), применяемые в случаях повышенных санитарных требований к окружающей жилой застройке;
- защитные кожухи, ограничивающие собственный шум агрегата и защищающие его от атмосферных воздействий;
- арктический контейнер, обеспечивающий работу ДГУ в условиях низких температур до -50 °С;
- устройство подогрева охлаждающей жидкости;
- устройство подогрева смазочного масла;
- устройство подогрева обмоток генератора и компонентов панели управления (последние три опции применяются для облегчения запуска двигателя при низких температурах совместно с защитными кожухами и контейнерами);
- дополнительные датчики для индикации аварийного состояния и остановки двигателя;
- мобильное шасси (трейлер) для транспортировки агрегата;
- набор систем дистанционной подачи топлива из резервного бака.
При проектировании системы гарантированного электроснабжения стандартные и дополнительные компоненты ДГУ могут быть отражены или не отражены в рабочей документации. Такие компоненты, как, например, рама, защитный автомат, различного рода датчики, устройства подогрева масла и охлаждающей жидкости, системы смазки, различные регуляторы, сам двигатель и генератор и т.д., указываются только в спецификации на установку, а на рабочих чертежах не показываются. Эти компоненты определяются поставщиками оборудования в соответствии с заданием проектировщика. В задании указываются основные технико-экономические показатели установки:
- мощность (кВА/кВт);
- конструктивное исполнение;
- тип нагрузки;
- время наработки (моточасы/год);
- допустимый уровень шума;
- предельно допустимые концентрации (ПДК) выбросов;
- степень автоматизации;
- интерфейс.
Проектировщик СГЭ должен учесть конструктивное исполнение ДГУ в соответствии с заданием на проектирование или определить в ходе проектных работ. То же относится и к панелям переключения нагрузки или АВР.
По конструктивному исполнению ДГУ подразделяются на три типа: для внутренней установки (открытого исполнения), для наружной установки — в кожухах или контейнерах и передвижные.
ДГУ для внутренней установки (рис. 4.2) предназначена для размещения в специально приспособленном электромашинном помещении или для монтажа в кожух, контейнер или на передвижное шасси.
Кожух с шумоизоляцией (рис. 4.3, а) предназначен как для наружной установки ДГУ, так и для установки внутри специально оборудованных помещений в случае необходимости снижения уровня шума двигателя. Он имеет большие габариты и массу в сравнении со всепогодным кожухом за счет применения звукоизоляции. При установке ДГУ в непосредственной близости от жилых помещений, в пределах городской застройки по результатам расчетов в части проекта «Охрана окружающей среды» может потребоваться использование кожуха с супершумоизоляцией.
Низкотемпературный кожух с шумоизоляцией (рис. 4.3, б) предназначен для наружной установки ДГУ при температуре окружающей среды до -40 °С. Основными особенностями данного кожуха являются:
- автоматические жалюзи, открывающиеся при запуске ДГУ и обеспечивающие прохождение воздушного потока через радиатор;
- специальная топливная система, обеспечивающая подачу топлива при низкой наружной температуре;
- система рециркуляции воздуха;
- внутренняя система подогрева кожуха;
- металлические амортизаторы;
- аккумуляторная батарея повышенной емкости;
- устройство подогрева охлаждающей жидкости.
Рис. 4.3. ДГУ в шумоизоляционном (а) и низкотемпературном (б) кожухах
(источник: F. G. Wilson)
Арктический контейнер (рис. 4.4, а) предназначен для эксплуатации ДГУ в особо тяжелых климатических условиях с температурой окружающей среды до -50 °С. Контейнер оборудован системами обогрева и вентиляции, а также оборудован автоматически открывающимися жалюзийными решетками. Это позволяет удерживать тепло внутри контейнера и повышает эффективность работы подогревателей ДГУ при низких температурах.
Рис. 4.4. ДГУ в арктическом контейнере (а) и на передвижном шасси (б)
(источник: F. G. Wilson)
Шасси передвижных ДГУ (рис. 4.4, б) представляют собой дорожные одно-, двух- или трехосные трейлеры. Агрегат комплектуется одним из типов защитных кожухов. Трейлеры допускают буксировку на большие расстояния.
Важным комплектующим изделием ДГУ является панель управления (рис. 4.5). На ней расположены все основные органы управления, мониторинга и индикации. Панель на металлической стойке установлена на несущей раме ДГУ. Панель позволяет:
- управлять работой ДГУ (подготовка к запуску, запуск/останов);
- контролировать работу ДГУ и ее состояние по измерительным приборам и индикаторам.
Рис. 4.5. Панели управления ДГУ (источник: F.G.Wilson)
Панели управления отличаются степенью автоматизации и дополнительными возможностями. Все они имеют одинаковые установочные размеры и соединительные разъемы, что обеспечивает полную взаимозаменяемость. Самой простой модификацией является панель ручного управления работой двигателя, запуск и останов которого производятся поворотом ключа. Панель оборудована основными измерительными приборами и устройством автоматического останова при аварийных ситуациях.
Существуют панели управления, в том числе микропроцессорные, предназначенные для автоматического запуска ДГУ при аварии и имеющие степень автоматизации не ниже третьей (табл. 4.1). Запуск и остановка двигателя производятся автоматически по сигналу, посылаемому панелью переключения нагрузки. Микропроцессорные панели управления также оснащены основными измерительными приборами и органами ручного управления. Кроме того, благодаря наличию коммуникационных портов имеется возможность управлять работой ДГУ и контролировать её состояние с удаленного компьютера по локальной сети или телефонной линии. Микропроцессорные панели управления применяются при параллельном соединении нескольких агрегатов, в том числе различной мощности. Контроллеры, связанные через коммуникационные линии (обычно «витая пара»), обеспечивают последовательный запуск агрегатов в зависимости от мощности нагрузки, а также распределяют активную и реактивную нагрузки пропорционально выходной мощности ДГУ.
Эта статья взята с сайта ElectroMaster - электрика и сантехника .65
https://electromaster.ru
URL этой статьи:
https://electromaster.ru/article.php?storyid=381
|