Обслуживание воздушных линий
Тема: МАСТЕРАМ Дата: 13.6.05
Приемка воздушных линий в эксплуатацию
Сооружение новой или реконструкция существующей воздушной линии электропередачи, как правило, производится специализированной строительно-монтажной организацией. Все работы выполняются в соответствии с проектом. До начала работ проект рассматривается эксплуатационной организацией, которой в дальнейшем предстоит принять готовую ВЛ в эксплуатацию.
В период строительства ВЛ эксплуатационный персонал ведет технический надзор за производством строительных и монтажных работ.
Задачей эксплуатационного персонала является оказание помощи строителям и монтажникам при выявлении дефектов, упущений и отступлений от проекта.
По окончании работ строительно-монтажная организация уведомляет эксплуатационную организацию о необходимости приемки линии в эксплуатацию. Для этого назначается приемочная комиссия, которой передается необходимая проектная и техническая документация ВЛ (проект линии, паспорт и инвентарная опись, трехлинейная схема с нанесением расцветки фаз и транспозиция проводов, план и профиль трассы, документация по отводу земель, акты на скрытые работы и др.). В помощь приемочной комиссии создаются рабочие комиссии с участием электромонтеров-линейщиков .
Члены рабочих комиссий производят детальный осмотр ВЛ (влезая на каждую опору) и составляют акты с перечислением обнаруженных дефектов и недоделок. После устранения строительно-монтажной организацией всех недостатков и несоответствий с проектом производится повторный осмотр линии и составляется дополнительный акт. На основании актов рабочих комиссий и ознакомления с документацией приемочная комиссия определяет готовность ВЛ к передаче в эксплуатацию.
Включение ВЛ под напряжение производится оперативным персоналом энергосистемы по заявке и с разрешения председателя приемочной комиссии. Напряжение на линию подается толчком при минимальных уставках по току и времени на реле защит. Перед включением нагрузки линию фазируют с сетями энергосистемы.
Под нагрузкой ВЛ испытывают в течение суток. При положительных результатах испытания составляют акт о передаче ВЛ в эксплуатацию.
Охрана воздушных линий
Охрана ВЛ от повреждений осуществляется в соответствии с Правилами охраны высоковольтных электрических сетей, утвержденными правительством РФ. Правилами установлены охранные зоны с обеих сторон от трассы ВЛ. В зависимости от напряжения ширина охранной зоны ВЛ ограничивается условными параллельными линиями, удаленными от крайних проводов на следующее расстояние:
Напряжение, кВ........до 20 35 110 150...230 330...500 750 1150
Расстояние, м............2...10 15 20 25 30 40 55
Ширина просеки в лесных массивах и зеленых насаждениях при высоте насаждений до 4 м должна быть не меньше расстояния между крайними проводами плюс 3 м в каждую сторону от крайних проводов, а при высоте насаждений более 4 м — не меньше длины траверсы опоры плюс расстояние, равное высоте основного лесного массива в каждую сторону от крайних проводов.
В пределах охранных зон и просек запрещается строить сооружения, выполнять земляные, строительные и монтажные работы, ставить стога сена и т.д.
Однако земля, находящаяся под ВЛ, не изымается у землепользователей, и ее обычно обрабатывают под посевы и посадки. У землепользователей изымается только площадка под опорами линий.
Предприятия электросетей не могут рассчитывать на знание и безусловное выполнение населением требований Правил, поэтому организация, эксплуатирующая ВЛ, систематически проводит разъяснительную работу с населением и организациями, находящимися в охранной зоне ВЛ, по правилам работы вблизи ВЛ (выступления по радио, в местной печати и т.п.).
Для охраны ВЛ на опорах вывешивают предупредительные плакаты.
Очистка трасс от зарослей
Кустарник на трассе, ветки деревьев, приближающиеся к проводам ВЛ, снижают надежность ее работы и уровень безопасности персонала и посторонних людей. Своевременная расчистка трасс от зарослей входит в обязанности обслуживающего персонала.
Для расчистки трасс применяют отечественные электросучкорезки типа РЭС-1, РЭС-2 и РЭС-3, которые питаются от передвижной электростанции АБ-2-Т/230 и преобразователя частоты И-75 напряжением 220 В и частотой 200 Гц; цепные бензопилы «Тайга-245», «Урал-2», «Электрон»; электропила ЦНИИМЭ-5, а также бензо- и электропилы шведской фирмы «Хускварна».
Большая производительность при расчистке трасс достигается при использовании кусторезов, установленных на колесных и гусеничных тракторах, бульдозеров, катков-кусторезов, прицепляемых к гусеничным тракторам.
Предприятия электросетей применяют химические способы расчистки трасс ВЛ. К применяемым ранее отечественным химическим средствам: натриевой соли 2,4Д, дихлорфеноуксусной кислоте и бутиловому эфиру 2,4Д, которые хотя и в малой степени, но токсичны по отношению к окружающей среде, добавился универсальный препарат «Раундап», синтезированный фирмой «Монсанто» (США), который является гербицидом листового действия на кустарник и действует только на обработанные растения.
Линии электропередачи напряжением 330...750 кВ и большой протяженности обрабатывают с самолетов и вертолетов.
Нормы расхода препарата «Раундап» составляют:
для авиаопрыскивателей — 30... 100 л/га;
тракторных опрыскивателей АЛХОЛИ-1 и генераторов ЛАГОУ — 100...300 л/га;
ранцевых моторных опрыскивателей SOLO-410, SOLO-422, SOLO-Porto (Германия), ОМР-2 (Россия) и т.п. - 100 л/га;
ручных опрыскивателей SOLO-455 (Германия) и ЭРА (Россия) - 200...500 л/га.
Погибший от действия химических препаратов кустарник вырывают и удаляют с трассы бульдозером. Поэтому для расчистки трасс наиболее эффективным является комбинированный способ, при котором наряду с химической обработкой кустарника используются механические средства.
Обходы и осмотры ВЛ
Осмотры ВЛ производят для выявления возникающих на них дефектов и неполадок, дальнейшего их устранения и обеспечения нормальной работоспособности линий.
Периодические осмотры. Периодические осмотры ВЛ напряжением 6... 750 кВ выполняют электромонтеры не реже одного раза 6 мес. ВЛ, проходящие через населенные пункты, промышленны районы и в местах сильного загрязнения, рекомендуется осматривать более часто — один раз в 1 ...3 мес.
Особую опасность представляют несогласованные строительные и земляные работы под ВЛ, в ее охранной зоне и работы по сооружению и реконструкции других воздушных линий электро передачи и линий связи в этой зоне.
При выполнении работ с применением грузоподъемных машин и механизмов возможно соприкосновение их с проводами При касании каким-либо механизмом провода ВЛ напряжением 6...35 кВ, работающих с изолированной нейтралью, отключение линии не произойдет.
При этом корпус машины окажется под фазным напряжением, которое может привести к смертельному поражению электрическим током водителей и стропальщиков.
При выполнении работ на трассе (кроме сельскохозяйственных) без применения грузоподъемных машин и механизмов) электромонтеру, производящему обход, необходимо проверить наличие производителя работ разрешения на производство работ в охранной зоне и в случае его отсутствия (особенно, если работы угрожают безопасности работающих или нормальному состоянию линии) принять соответствующие меры по приостановлению работ.
Верховые осмотры. При осмотрах с земли не всегда удается проверить состояние верхней части опоры, узлов крепления гирлянд к опоре, гирлянд изоляторов с арматурой и мест крепления грозозащитных тросов. Поэтому на ВЛ напряжением 35 кВ и выше периодичностью не реже одного раза в 6 лет производится верховой осмотр линий с выборочной проверкой состояния проводе и тросов в зажимах.
Выборочную проверку состояния проводов и тросов в зажимах рекомендуется выполнять один раз в 3 ...4 года на линиях с пролетами более 120 м, не оборудованных защитой от вибрации, а на участках, проходящих по открытой местности, и на остальных линиях — не реже одного раза в 6...8 лет.
Для проверки проводов в поддерживающих зажимах должна быть снята прижимная плашка (накладка) и провод вынут из зажима, алюминиевая лента, которой обмотан провод, должна быть снята или сдвинута. В случае обнаружения при выборочной проверке повреждения проводов в поддерживающих зажимах на линии должны быть осмотрены и проверены все поддерживающие натяжные и соединительные зажимы.
Тщательная проверка состояния проводов и троса обусловлена тем, что в местах выхода проводов из натяжных зажимов в результате вибрации повышается возможность их повреждения.
При повреждении нескольких проводов в зажиме нагрузка на каждый из оставшихся проводов возрастает, что приводит к их разрушению и обрыву.
При осмотре гирлянд и мест их крепления тщательно проверяют отсутствие трещин в фарфоре, шапках изоляторов и в деталях арматуры, наличие всех замков в сочленениях изоляторов, шплинтов в деталях арматуры.
Одновременно при верховых осмотрах линий проверяют наличие ржавчины и состояние защитного покрова металлических опор. На основании проверок устанавливают необходимость в покраске опор.
На воздушных линиях напряжением 0,4... 10 кВ верховые осмотры производят по мере необходимости. Широкое распространение получил метод верхового осмотра без отключения линии. Электромонтеры, допущенные к этим работам, должны пройти специальный курс обучения.
Для проведения верховых осмотров с отключением линии привлекают достаточное количество бригад, руководство которыми осуществляют опытные мастера.
Внеочередные осмотры. Внеочередные осмотры, организуемые по распоряжению диспетчера, производятся после автоматического отключения ВЛ. При этом выявляют неисправности, которые могут возникнуть после стихийных явлений или в условиях, приводящих к повреждениям ВЛ (сверхрасчетный гололед, ледоход и разливы рек на участке ВЛ, находящихся в поймах, пожары вблизи ВЛ, ураганы, оползни, обвалы, «пляска» проводов и тросов, туманы и моросящие дожди в зонах загрязнения и т. п.). Внеочередные осмотры проводят также после автоматического отключения ВЛ в результате действия релейной защиты. По усмотрению руководства ПЭС (РЭС) они могут быть проведены и после успешного повторного включения. Внеочередные осмотры ВЛ после автоматического отключения следует производить с учетом показаний приборов, определения мест повреждений и данных релейной защиты.
При выполнении внеочередного осмотра после отключения или успешного повторного включения ВЛ основное внимание должно быть обращено на выяснение причины отключения или появления «земли» и на определение места и объема повреждения. При этом необходимо тщательно осмотреть места пересечения отключившейся ВЛ с другими В Л и линиями связи в целях обнаружения на них следов оплавления и отметить неисправности, угрожающие целости В Л и жизни людей.
Внеочередные ночные осмотры. Внеочередные ночные осмотры проводят для выявления коронирования, опасности перекрытия изоляции или возгорания деревянных опор при сырой погоде (мелком моросящем дожде, тумане, мокром снегопаде) на участках ВЛ, подверженных интенсивному загрязнению, для контроля исправности световых знаков, установленных на высоких опорах.
По интенсивности коронирования изоляторов определяют степень их загрязненности. Наличие на изоляторах следов разрядов желтого или белого цвета, временами охватывающих всю гирлянду изолирующей подвески, является признаком приближающегося перекрытия и требует принятия срочных мер по очистке или замене изоляции.
При ночных осмотрах ВЛ напряжением 35... 110 кВ в случае достаточной токовой нагрузки могут быть выявлены также неисправные контактные соединения. Во время дневных осмотров они могут быть выявлены с помощью тепловизоров. При обнаружении на высоких опорах отсутствия свечения сигнальных знаков должна быть исправлена электропроводка и заменены неисправные светильники.
Периодические и внеочередные осмотры производятся путем обхода, а также с использованием наземных транспортных средств (бригадный осмотр, когда обходчиков развозят в конец линии и потом собирают их), самолетов, вертолетов. Лица, выполняющие осмотры, обязаны на месте принять все возможные меры для устранения обнаруженных нарушений Правил охраны электрических сетей и принятых соответствующих решений местных органов власти, а также немедленно доложить руководству или дежурному диспетчеру ПЭС (РЭС) о неисправностях, которые могут привести к повреждению ВЛ.
Эта статья взята с сайта ElectroMaster - электрика и сантехника .65
https://electromaster.ru
URL этой статьи:
https://electromaster.ru/article.php?storyid=313
|