Форум : Теория

Название : Серьезный вопрос

© 2004 Electromaster.ru
https://electromaster.ru

URL этой темы
https://electromaster.ru/modules/newbb_plus/viewtopic.php?topic_id=223&forum=1


 Гость :

18.10.06 16:48
 Я не электрик и с электротехникой знаком поверхностно, поэтому очень нужна помощь специалистов. Необходимо узнать максимальную температуру нагрева пускового резистора стартера (постоянного тока) газотурбинной установки. Резистор имеет две ступени (вроде это так называется) по (5,0±0,25) Ом. Резистор представляет собой намотанную на остов проволоку Х23Ю5(удельное сопротивление ρ=1,3÷1,4 Ом•мм2/м), Ø1,8 мм длина l=10,5м. Коробка контакторов предназначена для подключения электростартера к выпрямительному агрегату для подачи питания и управления. Согласно алгоритму управления ГТД (газотурбинного двигателя) после включения выпрямительного агрегата электростартер начинает раскручивать контур высокого давления ГТД (не суть важно). Теперь главное. Выпрямительный агрегат плавно повышает напряжение до 60 В. В начальной стадии запуска значение тока не более 50 А; стабилизированное рабочее значение тока 950 А (нарастает за 5-10 сек). Время нахождения резистора под током 80 сек.
Мне необходимо найти температуру, до которой нагревается при этом этот самый резистор. Я как в школе учили по закону Джоуля-Ленца нахожу выделившуюся теплоту Q=I2•R•t. Получилось не много не мало Q=(950А)2•(5Ом+5Ом)•80сек=722000000Дж. Я обалдел. Если учесть что теплоемкость стали 640Дж/кг•К и маса всей проволоки на резисторе около 210 г, и использовать формулу Q=c•m•(T2-T1), то получается температура несколько миллионов градусов. Ошибка, как я понимаю, не в расчетах, а в принципиальном понимании мною происходящего при запуске процесса, а значит неправильный сам путь и метод расчета.
Еще раз повторюсь я не електротехник, моя специальность композиционные материалы. Но я пишу диплом и эти данные мне очень нужны, т.к. моя тема это этот самый пусковой резистор из композиционных материалов.
Очень надеюсь на вашу помощь.

 Гость :

20.10.06 01:26
 Рассмешили Вы меня. Значит закон Джоуля-Ленца, который в школе учили максимум недели 1,5, Вы помните, а, про основной закон, закон Ома, который учили в течение всего срока изучения электричества, забыли. Я не знаю, где стоит этот резистор, но абсолютно точно, не в цепи 950А. Если у Вас напряжение 60В (великовато, мне кажется, может 6В?), то, при сопротивлении 10 Ом (а, ведь сопротивление будет больше: нужно и Rисточника учесть, и остальной схемы), ток будет 6А. И не приблизительно, не "в районе", а именно 6А и точка. А, если у Вас 950А, то, при 60В, R будет чуть больше 0,06Ома. Не зная Вашей схемы, могу предположить что нибудь такое: есть сеть, скорее всего 3~380, затем мощный понижающий трансформатор, затем мощный выпрямитель. Трансформатор управляется по высокой стороне, скажем, тиристорным блоком, (его Вы называете стартером). Возможно, в цепи этого стартера и стоит этот резистор, например, вместо дросселя. Так, что никаких чудес и миллионов градусов.
Влад

 Гость :

20.10.06 10:45
 Про закон Ома я не забыл, но как говорится, за что купил за то и продаю. Как это не прискорбно но стоит он в цепи 950А. И напряжение, по тем данным что мне выдали на заводе - 60В. Это все таки турбина, ротор которой весит несколько тонн. Резистор стоит в цепи якоря двигателя который при запуске турбины раскручивает ее ротор. Ток якоря насколько мне известно находится по формулеIa=(U-Ea)/Ra,где Еа - ЭДС якоря, Ra - сопротивление якоря.(Не спешите забрасывать гнилыми помидорами, то что 60/10 это не 950А и сам вижу). Т.к. в момент запуска турбины скорость этого двигателя равна нулю, то ЭДС якоря тоже равнв нулю, и ток достигает значений в десятки раз превышающие номинальное. Резистор, который называют пусковым, вводят в цепь для понижения пускового тока, чтобы просто не сгорел этот самый двигатель и вообще в разнос не пошел. Да, и стартером я назвал этот самый двигатель - опять же по той терминологии которую мне предложили на предприятии где я проходил практику и где эти турбины производят. Я сам с радостью отказался бы от этого космического значения тока, но мне дали такие параметры и вот так на пальцах обьяснили зачем там вообще этот резистор. Он никак не стоит там в качестве дросселя, это факт и я специально про это спрашивал, учитывается только активное сопротивление. Да, еще про значение тока: в аналогичных установках, но в которых используется в качестве стартера двигатель переменного тока таких резисторов соответственно три и ток в них достигает значения 140А. Рабочее напряжение 380В.
Я еще раз посторюсь - мне сложно понять суть происходящих при запуске массивных электродвигателей процессов. Насколько я успел заметить пусковой резистор - термин общепринятый и часто используемый. Эта проблема достаточно распространена и уже давно решена. Но я раньше не занимался так близко электротехническими вопросами - я материаловед, прочнист, но не электрик. Буду благодарен всем кто подскажет в каком напрвлении искать решение, может литературу какую. Или обьяснит доходчиво.
P.S. Схема есть, как ни считали на заводе, что она мне не нужна а все таки дали; если найдется доброволец который захочет на нее посмотреть могу выслать на мыло. Вот мое:vladeus@mksat.net

 Гость :

24.10.06 04:18
 Еще раз: такой резистор в цепи 950А сгорит быстрее, чем Вы это прочитали. У Вас двигатель постоянного тока, а у них пусковой превышает номинальный не в десятки, а в 3-4 раза. В 10-12 - это асинхронники. Вы мое письмо - получили?

© 2004 Electromaster.ru
https://electromaster.ru

URL этой темы
https://electromaster.ru/modules/newbb_plus/viewtopic.php?topic_id=223&forum=1