Cоюз свободных электриков


Обслуживание воздушных линий
Тема: МАСТЕРАМ Дата:  13.6.05

Приемка воздушных линий в эксплуатацию

 

Сооружение новой или реконструкция существующей воздуш­ной линии электропередачи, как правило, производится специа­лизированной строительно-монтажной организацией. Все работы выполняются в соответствии с проектом.

До начала работ проект рассматривается эксплуатационной организацией, которой в дальнейшем предстоит принять готовую ВЛ в эксплуатацию.

В период строительства ВЛ эксплуатационный персонал ведет технический надзор за производством строительных и монтажных работ.

Задачей эксплуатационного персонала является оказание по­мощи строителям и монтажникам при выявлении дефектов, упу­щений и отступлений от проекта.

По окончании работ строительно-монтажная организация уве­домляет эксплуатационную организацию о необходимости при­емки линии в эксплуатацию. Для этого назначается приемочная комиссия, которой передается необходимая проектная и техниче­ская документация ВЛ (проект линии, паспорт и инвентарная опись, трехлинейная схема с нанесением расцветки фаз и транс­позиция проводов, план и профиль трассы, документация по от­воду земель, акты на скрытые работы и др.). В помощь приемоч­ной комиссии создаются рабочие комиссии с участием электро­монтеров-линейщиков .

Члены рабочих комиссий производят детальный осмотр ВЛ (влезая на каждую опору) и составляют акты с перечислением обнаруженных дефектов и недоделок. После устранения строитель­но-монтажной организацией всех недостатков и несоответствий с проектом производится повторный осмотр линии и составляется дополнительный акт. На основании актов рабочих комиссий и ознакомления с документацией приемочная комиссия определяет готовность ВЛ к передаче в эксплуатацию.

Включение ВЛ под напряжение производится оперативным персоналом энергосистемы по заявке и с разрешения председа­теля приемочной комиссии. Напряжение на линию подается толч­ком при минимальных уставках по току и времени на реле защит. Перед включением нагрузки линию фазируют с сетями энерго­системы.

Под нагрузкой ВЛ испытывают в течение суток. При положи­тельных результатах испытания составляют акт о передаче ВЛ в эксплуатацию.

Охрана воздушных линий

 

Охрана ВЛ от повреждений осуществляется в соответствии с Правилами охраны высоковольтных электрических сетей, утвер­жденными правительством РФ. Правилами установлены охранные зоны с обеих сторон от трассы ВЛ. В зависимости от напряжения ширина охранной зоны ВЛ ограничивается условными параллель­ными линиями, удаленными от крайних проводов на следующее расстояние:

Напряжение, кВ........до 20    35   110    150...230  330...500 750   1150

Расстояние, м............2...10    15   20          25             30        40     55

Ширина просеки в лесных массивах и зеленых насаждениях при высоте насаждений до 4 м должна быть не меньше расстояния между крайними проводами плюс 3 м в каждую сторону от край­них проводов, а при высоте насаждений более 4 м — не меньше длины траверсы опоры плюс расстояние, равное высоте основно­го лесного массива в каждую сторону от крайних проводов.

В пределах охранных зон и просек запрещается строить соору­жения, выполнять земляные, строительные и монтажные рабо­ты, ставить стога сена и т.д.

Однако земля, находящаяся под ВЛ, не изымается у земле­пользователей, и ее обычно обрабатывают под посевы и посадки. У землепользователей изымается только площадка под опорами линий.

Предприятия электросетей не могут рассчитывать на знание и безусловное выполнение населением требований Правил, поэто­му организация, эксплуатирующая ВЛ, систематически проводит разъяснительную работу с населением и организациями, находя­щимися в охранной зоне ВЛ, по правилам работы вблизи ВЛ (вы­ступления по радио, в местной печати и т.п.).

Для охраны ВЛ на опорах вывешивают предупредительные плакаты.

 

Очистка трасс от зарослей

 

Кустарник на трассе, ветки деревьев, приближающиеся к про­водам ВЛ, снижают надежность ее работы и уровень безопасности персонала и посторонних людей. Своевременная расчистка трасс от зарослей входит в обязанности обслуживающего персонала.

Для расчистки трасс применяют отечественные электросучкорезки типа РЭС-1, РЭС-2 и РЭС-3, которые питаются от пере­движной электростанции АБ-2-Т/230 и преобразователя частоты И-75 напряжением 220 В и частотой 200 Гц; цепные бензопилы «Тайга-245», «Урал-2», «Электрон»; электропила ЦНИИМЭ-5, а также бензо- и электропилы шведской фирмы «Хускварна».

Большая производительность при расчистке трасс достигается при использовании кусторезов, установленных на колесных и гу­сеничных тракторах, бульдозеров, катков-кусторезов, прицепля­емых к гусеничным тракторам.

Предприятия электросетей применяют химические способы расчистки трасс ВЛ. К применяемым ранее отечественным хими­ческим средствам: натриевой соли 2,4Д, дихлорфеноуксусной кис­лоте и бутиловому эфиру 2,4Д, которые хотя и в малой степени, но токсичны по отношению к окружающей среде, добавился универсальный препарат «Раундап», синтезированный фирмой «Монсанто» (США), который является гербицидом листового дей­ствия на кустарник и действует только на обработанные растения.

Линии электропередачи напряжением 330...750 кВ и большой протяженности обрабатывают с самолетов и вертолетов.

Нормы расхода препарата «Раундап» составляют:

для авиаопрыскивателей — 30... 100 л/га;

тракторных опрыскивателей АЛХОЛИ-1 и генераторов ЛАГОУ — 100...300 л/га;

ранцевых моторных опрыскивателей SOLO-410, SOLO-422, SOLO-Porto (Германия), ОМР-2 (Россия) и т.п. - 100 л/га;

ручных опрыскивателей SOLO-455 (Германия) и ЭРА (Рос­сия) - 200...500 л/га.

Погибший от действия химических препаратов кустарник вы­рывают и удаляют с трассы бульдозером. Поэтому для расчистки трасс наиболее эффективным является комбинированный спо­соб, при котором наряду с химической обработкой кустарника используются механические средства.

 

Обходы и осмотры ВЛ

 

Осмотры ВЛ производят для выявления возникающих на них дефектов и неполадок, дальнейшего их устранения и обеспечения нормальной работоспособности линий.

Периодические осмотры. Периодические осмотры ВЛ напряжением 6... 750 кВ выполняют электромонтеры не реже одного раза 6 мес. ВЛ, проходящие через населенные пункты, промышленны районы и в местах сильного загрязнения, рекомендуется осматривать более часто — один раз в 1 ...3 мес.

Особую опасность представляют несогласованные строительные и земляные работы под ВЛ, в ее охранной зоне и работы по сооружению и реконструкции других воздушных линий электро передачи и линий связи в этой зоне.

При выполнении работ с применением грузоподъемных машин и механизмов возможно соприкосновение их с проводами При касании каким-либо механизмом провода ВЛ напряжением 6...35 кВ, работающих с изолированной нейтралью, отключение линии не произойдет.

При этом корпус машины окажется под фазным напряжением, которое может привести к смертельному поражению электрическим током водителей и стропальщиков.

При выполнении работ на трассе (кроме сельскохозяйственных) без применения грузоподъемных машин и механизмов) электромонтеру, производящему обход, необходимо проверить наличие производителя работ разрешения на производство работ в охранной зоне и в случае его отсутствия (особенно, если работы угрожают безопасности работающих или нормальному состоянию линии) принять соответствующие меры по приостановлению работ.

 

Верховые осмотры. При осмотрах с земли не всегда удается проверить состояние верхней части опоры, узлов крепления гирлянд к опоре, гирлянд изоляторов с арматурой и мест крепления грозозащитных тросов. Поэтому на ВЛ напряжением 35 кВ и выше периодичностью не реже одного раза в 6 лет производится верховой осмотр линий с выборочной проверкой состояния проводе и тросов в зажимах.

Выборочную проверку состояния проводов и тросов в зажимах рекомендуется выполнять один раз в 3 ...4 года на линиях с пролетами более 120 м, не оборудованных защитой от вибрации, а на участках, проходящих по открытой местности, и на остальных линиях — не реже одного раза в 6...8 лет.

Для проверки проводов в поддерживающих зажимах должна быть снята прижимная плашка (накладка) и провод вынут из зажима, алюминиевая лента, которой обмотан провод, должна быть снята или сдвинута. В случае обнаружения при выборочной проверке повреждения проводов в поддерживающих зажимах на линии должны быть осмотрены и проверены все поддерживающие натяжные и соединительные зажимы.

Тщательная проверка состояния проводов и троса обусловлена тем, что в местах выхода проводов из натяжных зажимов в результате вибрации повышается возможность их повреждения.

При повреждении нескольких проводов в зажиме нагрузка на каждый из оставшихся проводов возрастает, что приводит к их разрушению и обрыву.

При осмотре гирлянд и мест их крепления тщательно проверя­ют отсутствие трещин в фарфоре, шапках изоляторов и в деталях арматуры, наличие всех замков в сочленениях изоляторов, шплин­тов в деталях арматуры.

Одновременно при верховых осмотрах линий проверяют нали­чие ржавчины и состояние защитного покрова металлических опор. На основании проверок устанавливают необходимость в покраске опор.

На воздушных линиях напряжением 0,4... 10 кВ верховые ос­мотры производят по мере необходимости. Широкое распростра­нение получил метод верхового осмотра без отключения линии. Электромонтеры, допущенные к этим работам, должны пройти специальный курс обучения.

Для проведения верховых осмотров с отключением линии при­влекают достаточное количество бригад, руководство которыми осуществляют опытные мастера.

Внеочередные осмотры. Внеочередные осмотры, организуемые по распоряжению диспетчера, производятся после автоматичес­кого отключения ВЛ. При этом выявляют неисправности, кото­рые могут возникнуть после стихийных явлений или в условиях, приводящих к повреждениям ВЛ (сверхрасчетный гололед, ледо­ход и разливы рек на участке ВЛ, находящихся в поймах, пожары вблизи ВЛ, ураганы, оползни, обвалы, «пляска» проводов и тро­сов, туманы и моросящие дожди в зонах загрязнения и т. п.). Вне­очередные осмотры проводят также после автоматического отклю­чения ВЛ в результате действия релейной защиты. По усмотрению руководства ПЭС (РЭС) они могут быть проведены и после ус­пешного повторного включения. Внеочередные осмотры ВЛ пос­ле автоматического отключения следует производить с учетом показаний приборов, определения мест повреждений и данных релейной защиты.

При выполнении внеочередного осмотра после отключения или успешного повторного включения ВЛ основное внимание долж­но быть обращено на выяснение причины отключения или появ­ления «земли» и на определение места и объема повреждения. При этом необходимо тщательно осмотреть места пересечения отклю­чившейся ВЛ с другими В Л и линиями связи в целях обнаруже­ния на них следов оплавления и отметить неисправности, угрожа­ющие целости В Л и жизни людей.

Внеочередные ночные осмотры. Внеочередные ночные осмотры проводят для выявления коронирования, опасности перекрытия изоляции или возгорания деревянных опор при сырой погоде (мел­ком моросящем дожде, тумане, мокром снегопаде) на участках ВЛ, подверженных интенсивному загрязнению, для контроля ис­правности световых знаков, установленных на высоких опорах.

По интенсивности коронирования изоляторов определяют сте­пень их загрязненности. Наличие на изоляторах следов разрядов желтого или белого цвета, временами охватывающих всю гирлян­ду изолирующей подвески, является признаком приближающего­ся перекрытия и требует принятия срочных мер по очистке или замене изоляции.

При ночных осмотрах ВЛ напряжением 35... 110 кВ в случае достаточной токовой нагрузки могут быть выявлены также неисп­равные контактные соединения. Во время дневных осмотров они могут быть выявлены с помощью тепловизоров. При обнаружении на высоких опорах отсутствия свечения сигнальных знаков долж­на быть исправлена электропроводка и заменены неисправные све­тильники.

Периодические и внеочередные осмотры производятся путем обхода, а также с использованием наземных транспортных средств (бригадный осмотр, когда обходчиков развозят в конец линии и потом собирают их), самолетов, вертолетов. Лица, выполняющие осмотры, обязаны на месте принять все возможные меры для ус­транения обнаруженных нарушений Правил охраны электриче­ских сетей и принятых соответствующих решений местных орга­нов власти, а также немедленно доложить руководству или де­журному диспетчеру ПЭС (РЭС) о неисправностях, которые мо­гут привести к повреждению ВЛ.

 






Эта статья взята с сайта ElectroMaster - электрика и сантехника .65
http://electromaster.ru

URL этой статьи:
http://electromaster.ru/article.php?storyid=313