Cоюз свободных электриков


Устройство стиральных машин
Тема: ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ Дата:  1.5.05

Основные сборочные единицы стиральных машин следующие:

в машинах типа СМ — корпус, стиральный бак, активатор, электрический привод активатора, тепловое реле, реле времени;

в машинах типа СМР — корпус, стиральный бак, активатор, электрический привод активатора, отжимное устройство с руч­ным приводом, центробежный насос, тепловое реле, реле вре­мени и гидравлическая система;

в полуавтоматических стиральных машинах типа СМП — корпус, стиральный бак, активатор (стиральный барабан), элект­рический привод активатора, отжимное устройство (центрифуга) с механическим приводом, электрический привод центрифу­ги, центробежный насос, тепловое реле, реле времени (таймер) и гидравлическая система.

Корпус машин типа СМ и СМР имеет сферическую форму или форму куба, в полуавтоматических машинах — форму парал­лелепипеда. Изготовляется корпус из листовой стали толщиной 0,7...1 мм, поверхность покрывается нитроэмалью или анодируется.

Для изготовления корпуса применяется также алюминие­вый лист толщиной 1,2...1,8 мм. В стиральных машинах типа СМ для изготовления корпуса применяется пластик АБС, полимер стирола или полипропилен.

Корпус машин закрывается съемной крышкой. В двухбаковых машинах типа СМП помимо общей крышки стиральный бак и бак центрифуги имеют индивидуальные крышки. Для удобства передвижения машины на корпусе имеются ходовые ролики. Для сохранения устойчивости машины типа СМР при отжиме бе­лья в нижней части корпуса установлена ножная педаль (скоба). Для намотки сетевого шнура в машинах СМР предусмотрена специальная скоба, а в машинах СМП — ниша для укладки свер­нутого шнура.

В машине СМР наиболее распространенная форма сти­рального бака цилиндрическая. Дно наклонное. Для изготовле­ния бака применяется нержавеющая листовая сталь с последую­щим покрытием стекловидной эмалью, а также алюминий. В малогабаритных машинах типа СМ стиральный бак круглой или овальной формы; изготовляют бак из пластика АБС. В некоторых моделях двухбаковых машин стиральный бак прямоугольной формы с наклонным дном изготовлен из алюминиевого сплава или из стального листа с последующим покрытием стеклоэмалью. В стиральных машинах барабанного типа перфорирован­ный барабан цилиндрической формы изготовлен из нержавею­щей стали.

Активатор стиральной машины устанавливают на стенке бака или на дне. В месте установки активатора в баке делается углубление для исключения попадания белья при стирке в зазор между поверхностями активатора и бака. Такая установка акти­ватора предотвращает повреждение белья в процессе стирки. На внутренней стенке бака имеется риска, показывающая реко­мендуемый уровень раствора с бельем во время стирки.

В нижней части бака имеется сливное отверстие, закрытое с внутренней стороны фильтрующей решеткой. Моющий раствор сливается по шлангу, выведенному через отверстие в корпусе.

Активатор (рис. 7.1) состоит из лопастного диска 1 с осью, опоры и электрического привода активатора. Лопастный диск, стальной или пластмассовый, диаметром 140... 155 мм с пятью-шестью небольшими ребрами высотой 14... 16 мм закреплен на оси 4, вращающейся в самосмазывающихся подшипниках опоры 8. На другом конце оси активатора надет шкив 10. В опоре 8 раз­мещены резиновое уплотнение 12 и подшипники скольжения в виде промасленных бронзографитовых втулок, не требующих дополнительной смазки в течение длительной эксплуатации. Опора 8 активатора крепится к стиральному баку специальной гайкой 11. Для обеспечения надежной герметичности соедине­ния между опорой и стенкой или дном бака установлены резино­вые прокладки.

Активатор приводится в движение однофазным двигате­лем через клиноременную передачу. Частота вращения актива­тора различна — от 475 до 750 мин~1. Зазор между активатором и дном бака обычно равен 1 ...1,5 мм. При меньшем зазоре диск активатора (рис. 7.2, а) касается дна бака, в результате чего дно бака портится; при большом зазоре активатор рвет белье.

 

Рис. 7.1. Конструкция активатора:

1 _ лопастной диск; 2 — гайка; 3 — регулировочная шайба; 4 — ось; 5 — шайба; 6 — прокладка; 7 — гайка; 8 — опора активатора; 9 — изолирую­щая шайба; 10 — шкив; 11 — гайка; 12 — резиновое уплотнение; 13 — стиральный бак

 

Рис. 7.2. Диск активатора:

а — в машине с одним режимом стирки; б — в машине с двумя режима­ми стирки

 

Большое распространение получили стиральные машины с двумя режимами стирки с разной частотой и направлением вращения активатора (рис. 7.2, б).

Центрифуга. Корзина центрифуги полуавтоматических стиральных машин типа СМП изготовлена из алюминия.

Электрический привод. В качестве электрического приво­да в стиральных машинах типа СМР используются в основном однофазные асинхронные электродвигатели ДАО, ДАОА, М-191, АВЕ-071-4С, АВЕ-071-48, М-430, АЕР-16 и др. В цепи электро­двигателей ДАО устанавливают обычно пускозащитные реле РТК-С, пусковое устройство и пускатель ПНВС-10, предохраняю­щие обмотки двигателя от повреждения при перегреве и корот­ком замыкании. Для запуска и нормальной работы электродви­гателя АВЕ-071-4С в его цепи устанавливают конденсатор. Для защиты обмоток от повреждения при перегрузке в его цепи питания устанавливают тепловое реле РТ-10. В качестве пуско­вого устройства могут быть использованы реле времени РВ-6. В стиральных машинах, рассчитанных на два режима стирки, ус­танавливают электродвигатели типов ДБСМ-1Е, АД-180-4/71СУ4 и др.

В двухбаковых полуавтоматических стиральных машинах обычно устанавливают два электродвигателя: для привода акти­ватора применяют асинхронные однофазные электродвигатели АВЕ-071-4С, а также двигатели АВЕ-071-4СМ, АОЛБ-22-4ДСМ-1, ДСМ-3, ДАО, ДАО-А, АОЛГ-22-4С, ДАВ-71-4ТЧ М-191 АЕР-16-У4, АД-180-4/71Сидр.

Привод активатора осуществляется через клиноременную передачу, привод центрифуги — напрямую от электродвигателя ДАО-Ц, ДЦСМ-ЗБ, ДАО-ЦУ4 или АВЕ-07-4Ц.

В полуавтоматических машинах барабанного типа устана­вливают электродвигатели ДАСМ-2, ДАСМ-3 и ДАСМ-2У4

Отжимное устройство располагается в верхней части кор­пуса машины типа СМР. Оно обычно состоит из корпуса 1 (рис. 7.3), двух отжимных обрезиненных валиков 2 и 3, опирающихся на подшипниковые вкладыши 5 и 7, пружины 8 и винта с ручкой 10, посредством которого изменяется расстояние между вали­ками. Усилие, необходимое для отжима, создается при помощи пластинчатой пружины 8 или двух цилиндрических пружин. Вали­ки приводятся в движение ручкой 11.

В полуавтоматических стиральных машинах отжим белья производится центрифугированием, при котором время отжима белья сокращается в 4...5 раз по сравнению со временем, затра­ченным на отжим обрезиненными валиками.

 

Рис. 7.3. Конструкция ручного отжимного устройства: 1 — корпус; 2, 3 — отжимные валики; 4 — опора; 5, 7 — вкладыши; 6 — пластина; 8 — пластинчатая пружина; 9 — накладка; 10 — ручка регули­ровочного устройства; 11 — ручка отжимного устройства; 12 — винт

 

Узел центрифуги состоит из корзины (ротора) центрифуги, соединенной с валом электродвигателя привода центрифуги. Обычно подвеска бака центрифуги с электроприводом эластич­на, что обеспечивает устойчивую работу центрифуги, бесшум­ность и хороший отжим белья.

Центробежный насос (рис. 7.4). Для слива раствора или его вторичного использования в стиральных машинах установ­лен насос. Он состоит из корпуса 10 крыльчатки 8 и крышки 15. Крыльчатка надета на вал. Между корпусом и крышкой насоса имеется резиновая прокладка 9. Насос устанавливают отдельно от активатора, а привод крыльчатки насоса осуществляется с по­мощью фрикционного сцепления шины 2 шкива 3 насоса со шки­вом или валом электродвигателя. Насос в машине установлен на кронштейне 6.

 

Рис. 7.4. Конструкция центробежного насоса:

1,11— винты; 2 — шина шкива; 3 — шкив; 4,12 — гайки; 5,7, 13 — шай­бы; 6 — кронштейн; 8 — крыльчатка; 9 — прокладка; 10 — корпус; 14 — ось; 15 — крышка; 16 — манжета

 

Иногда в насосах крыльчатки находятся на одной оси с ак­тиватором. На этой же оси укреплен ведомый шкив, соединенный приводным ремнем с ведущим шкивом на оси электродви­гателя. Производительность насоса различна в зависимости от типа машины и составляет от 18 до 30 л/м. Создаваемый напор жидкости от 6,8 до 34,3 кПа.

Приборы автоматики. В стиральных машинах применяются тепловые (защитные) реле РТ-10 и пускозащитные реле РТК-С, РТК-1, РТК-1-3, РТК-3-О и др.

Тепловое реле типа РТ-10 (рис. 7.5) с одним нормально замкнутым контактом служит для защиты от перегрузок электри­ческих установок и однофазных электродвигателей переменного тока с номинальным напряжением до 220 В.

Реле изготовляют на номинальные токи 1н тепловых эле­ментов 1,2; 1,9; 2,5; 3,3 и 4,3 А. При IH = 1,1 А реле не срабатыва­ет в течение 30 мин; при IH = 1,35 А реле срабатывает не более чем через 30 мин; при IH = 2 А реле срабатывает за 18...60 с.

Время самовозврата контактов в замкнутое состояние от 30 с до 10 мин.

В реле встроен биметаллический термоэлемент с пере­кидной пружиной, которая обеспечивает мгновенное размыка­ние и замыкание контактов, за счет чего достигается их долго­временная служба — не менее 50 тыс. включений и отключений. Изоляция реле должна выдерживать испытательное напряжение 2000 В, приложенное в течение 1 мин. Габаритные размеры реле 70x29,5x35 мм.

 

Рис. 7.5. Электрическая схема теплового реле РТ-10:

1  — нагревательный элемент;

2 — размыкающий контакт

 

Рис. 7.6. Электрическая схема под­ключения реле РТК-С к обмоткам электродвигателя: П — пусковая обмотка; О — общий вывод; Р — рабочая обмотка

 

Реле устанавливают в вертикальном положении контакта­ми вверх, питание подводится к верхнему зажиму. Реле предна­значены для работы в закрытых помещениях при температуре окружающей среды от 0 до 70°С.

Комбинированные пускозащитные реле предназначены для пуска электродвигателя и защиты его обмоток. Реле РТК-С (рис. 7.6) состоит из пускового реле соленоидного типа и тепло­вого биметаллического реле с прямым нагревом, смонтирован­ных в одном корпусе.

Основные технические характеристики реле РТК-С

Номинальное напряжение, В                                  220

Номинальный ток, А                                                2

Ток срабатывания пускового реле, А                    4,3

Ток отпускания пускового реле, А                         12; 6; 4

Время срабатывания теплового реле, с               2,5...4; 25; 240

 Время самовозврата после срабатывания при температуре окружающей среды 20 ± 2°С

и токе срабатывания 12 А, с                                  10...20

Габаритные размеры, мм без контактов               53x48x32

с выступающими контактами                                67x62x32

Масса, кг                                                                  0,080

Механическое реле времени с пружинным двигателем предназначено для автоматического отключения стиральных ма­шин по истечении предварительно установленного времени. Ре­ле выпускается с диапазоном выдержки времени в зависимости его конструктивного исполнения от 1 до 6 или от 1 по 10 мин.

Допустимое отклонение времени выдержки от заданного ±0,5 мин.

Реле времени обозначают таким образом: с выдержкой времени 6 мин обыкновенного исполнения — РВ-6; с выдержкой времени 6 мин каплезащитного исполнения — РВ-6К.

Основные технические характеристики реле времени РВ-6

Номинальное напряжение, В                                         220

Номинальный ток, А                                                       10

Пусковой ток, А                                                              30 Размеры реле, мм

высота                                                                               68

диаметр                                                                             60

Масса, кг                                                                          0,3

Механизм реле — со свободным штифтовым спуском, без притяжки. Реле имеет две пары нормально разомкнутых контак­тов. Механизм реле смонтирован на двух платах — верхней и ни­жней. Часовой механизм состоит из заводной пружины 4 (рис. 7.7), центрального 5, промежуточного и анкерного колес, анкер­ной вилки и баланса 1 со спиралью 2. На верхний конец оси 3 центрального колеса надевается ручка с градуировкой в мину­тах и устанавливается заводная пружина. На нижнем конце оси центрального колеса закреплен пластмассовый кулачок, предна­значенный для замыкания и размыкания контактов.

 

Рис. 7.7. Конструкция реле времени:

1 — баланс; 2 — спираль часо­вого механизма; 3 — ось цент­рального колеса; 4 — заводная пружина; 5 — центральное ко­лесо

 

Поворотом ручки реле времени устанавливают требуемое время стирки. Одновременно с этим контакты реле замыкаются и машина включается. Заводная пружина передает движение на центральное, промежуточное и анкерное колеса и баланс (спи­раль часового механизма). При повороте ручки кулачок, наса­женный на нижнюю часть оси центрального колеса, поворачива­ется и своими выступами прижимает подвижные контакты к неподвижным. По истечении заданного времени контакты реле размыкаются и машина останавливается. Это происходит пото­му, что упор, имеющийся на центральном колесе и передвигаю­щийся в прорези нижней пластины при заводе пружины, возвра­щается в исходное положение. Размыкание контактов происходит в результате поворота кулачка. При этом, попадая в прорези на кулачке, подвижные контакты разжимаются и отхо­дят от неподвижных.

 






Эта статья взята с сайта ElectroMaster - электрика и сантехника .65
http://electromaster.ru

URL этой статьи:
http://electromaster.ru/article.php?storyid=257