Cоюз свободных электриков


Свечи зажигания
Тема: Начинающим Дата:  28.7.04

Свеча - один из элементов системы, предназначенной для своевременного и эффективного поджигания рабочей смеси в цилиндрах. Обеспечение надежности и четкости зажигания - задача очень непростая и тут многое зависит именно от свечей.
прежде всего, по состоянию и характеристикам они должны соответствовать данному двигателю и условиям его работы.
Заменять свечи специалисты рекомендуют по возможности комплектами. Самый скромный комплект предпочтительнее любой разносоpтицы из свечей именитых фирм. Это дает возможность контролировать состояние мотора, всех его цилиндров.
признанный лидер производства автомобильных свечей - германская фирма BOSCH. современная свеча рассчитана на 20 миллионов искр. Это означает, что при нормальной эксплуатации свеча абсолютно надежна при пробеге до 15 тысяч километров, а дальше может сказаться усталость материала. Поэтому западные фирмы предписывают замену свечей через 15-20 тысяч километров пробега.
В наших условиях свечи эксплуатируются обычно значительно дольше. Электроды подгорают, зазор между ними увеличивается, его начинают регулировать, подгибая боковой электрод, следует иметь в виду, что полувыгоревший электрод сильнее раскаляется, отвод тепла у него ухудшен. Рабочие свойства такой свечи весьма относительны и при повышенной нагрузке мотора она перегреется и вызовет калильное зажигание, что небезопасно для двигателя.
Некоторые считают, что хороша та система зажигания, которая обеспечивает очень высокое вторичное напряжение, мощнейший разрядный импульс и увеличивают искровой промежуток. Это может привести к пробою изоляции в элементах вторичной цепи (высоковольтные провода, ротор распределителя).
В настоящее время многие западные фирмы освоили производство составных, биметаллических центральных электродов. По виду они ничем не отличаются от обычных: такой же стерженек из хромоникелевого сплава. Но внутри - медь, теплопроводность которой заметно выше. Такие свечи - с хорошей само очисткой от нагара и защищены от перегрева. Рабочий диапазон таких свечей значительно расширен, поэтому их называют широкодиапазонными или термоэластичными.
Фирма CHAMPION (США) стала делать биметаллическим не только центpальный, но и боковой электрод, что должно еще больше pасшиpить теpмоэластичность свечи.
Появление особо форсированных моторов с турбонаддувом заставило искать материалы с более высокой эрозионной стойкостью, чем хромоникелевые сплавы. Появились свечи с центральным электродом из тонкой платиновой проволоки. По температурным характеристикам свечи с платиной не имеют преимуществ перед обычными с биметаллическим центральным электродом. В двигателе со средним уровнем форсировки платиновая свеча служит примерно в 2 раза дольше обычной, но и цена ее в 2-3 раза выше.
Существуют также свечи с серебряными электродами, предназначенные для спортивных и гоночных двигателей.
Некоторые пояснения по маркировке рассмотренных автомобильных свечей.
Свечи BOSCH и CHAMPION с биметаллическим центральным электродом обозначают буквой "С" в конце маркировки, свечи BERU - буквой "U", свечи NGK - буквой "S". В случае, когда и боковой электрод выполнен биметаллическим, CHAMPION добавляет вторую букву "C". Сведения по маркировке свечей UNIPART отсутствуют.
рассмотрим маркировку свечей российского производства, причем, на конкретном примере: А17ДВР.
Буква "А" указывает диаметр и шаг резьбы, а именно - М14х1,25. Раньше, например, применялись свечи с резьбой М18х1,5 и первая буква в маркировке была "М".
Цифры после буквы представляют собой так называемое калильное число, в данном случае "17". Чем оно больше, тем выше рабочая температура, на которую рассчитана свеча. А рабочая температура зависит не только от форсировки двигателя, но и от других факторов, в частности от способа его охлаждения.
Двигатели с воздушным охлаждением имеют напряженный температурный режим, а в связи с этим - большое калильное число свечи, например, 23. Такие свечи называют также "холодными", поскольку у них обеспечен интенсивный отвод тепла от центрального электрода. Свечи с небольшим калильным числом называют "горячими".
Буква "Д" (после цифр) показывает, что длина резьбовой части корпуса свечи равна 9 мм ("длинная" резьба). В случае "короткой" резьбы (12,7 мм) буква не ставится. Раньше применялись еще более короткие свечи (11 мм), обозначавшиеся буквой "H". Сейчас они практически не встречаются, а при необходимости их можно заменить "короткими".
Следующая буква относится к конструктивному исполнению. В нашем случае буква "В" указывает, что изолятор выступает из корпуса. Следовательно, искра больше вынесена в пространство камеры сгорания и активнее работает, а поверхность изолятора, омываемая пламенем, лучше очищается от нагара, требования к качеству керамики в данном случае должны быть повышенными из-за тяжелых условий работы изолятора. Если изолятор утоплен в корпусе, буквы в маркировке нет.
Последняя буква в маркировке "Р" означает, что в центральном электроде свечи имеется резистор подавления радиопомех. При отсутствии такого резистора буква в маркировке не ставится.
Иногда после букв в конце маркировки стоят цифры (через черточку или без нее), означающие вариант исполнения. Для потребителя практического значения это не имеет.
Ниже приведены некоторые типы свечей российского производства и их зарубежные аналоги.






































Тип свечи


применение
для российских автомобилей


зарубежные аналоги


BOSCH Германия


CHAMPION США


BERU Германия


NGK Япония


UNIPART Англия


А20Д


АЗЛК и ИЖ с двиг-ми мод. "412" (бензин АИ-93)


W6DC W6DP


N7YC N7GY


14-6DU


BP7ES


------


А17ДВ


Все модели "Жигулей", "Нива", "Тавpия", а/м с дефоpсиpов. двиг-ми мод. "412" (бензин Ф-76)


W7DC W7DP


N9YCC


14-7DU


BP6ES


GSP4362


А17ДВР


ВАЗ-2108, -2109, "Ока"


WR7DC WR7DP


RN9YCC


14R-7DU


BPR6ES


GSP263


Аркадий Рожков


 






Эта статья взята с сайта ElectroMaster - электрика и сантехника .65
http://electromaster.ru

URL этой статьи:
http://electromaster.ru/article.php?storyid=12