Обмотка возбуждения двигателя обладает значительной индуктивностью, и при быстром отключении двигателя на ней может возникнуть большое напряжение, что приведет к пробою изоляции обмотки. Для предотвращения этого можно использовать узлы схем, приведенные на рис. 1.13.
Ñîïðîòèâëåíèå ãàøåíèÿ âêëþ÷àåòñÿ ïàðàëëåëüíî îáìîòêå âîçáóæäåíèÿ ÷åðåç äèîä (ðèñ. 1.13, á). Ñëåäîâàòåëüíî, ïîñëå îòêëþ÷åíèÿ òîê ÷åðåç ñîïðîòèâëåíèå ïðîõîäèò êðàòêîâðåìåííî (ðèñ. 1.13, à).
Ðèñ. 1.13. Óçëû ñõåì âêëþ÷åíèÿ ñîïðîòèâëåíèé ãàøåíèÿ:
à — ñîïðîòèâëåíèå ãàøåíèÿ âêëþ÷àåòñÿ ïàðàëëåëüíî;
á — ñîïðîòèâëåíèå ãàøåíèÿ âêëþ÷àåòñÿ ÷åðåç äèîä
Çàùèòà îò îáðûâà öåïè âîçáóæäåíèÿ îñóùåñòâëÿåòñÿ ñ ïîìîùüþ ðåëå ìèíèìàëüíîãî òîêà ïî ñõåìå, ïîêàçàííîé íà ðèñ. 1.14.
Ðèñ. 1.14. Çàùèòà îò îáðûâà öåïè âîçáóæäåíèÿ: à — ñèëîâàÿ öåïü âîçáóæäåíèÿ; á—öåïü óïðàâëåíèÿ
Ïðè îáðûâå îáìîòêè âîçáóæäåíèÿ ðåëå ÊÀ òåðÿåò ïèòàíèå è îòêëþ÷àåò öåïü êîíòàêòîðà ÊÌ.